Шли, шли и снизошли

Снисходительность. (От текстов в жанре конспект еще не устали?)
В городе Бялосток жил раби Шрага Файвель Франк, известный ученый и праведник.
Однажды богатый торговец попросил у него ссуду, большие деньги. Рав дал ему. Прошел срок выплаты – тот долг не вернул. Рав ничего ему не сказал.
Потом наступили тяжелые времена для раввина – и его жена пошла к тому богачу просить вернуть долг. Ибо его дела пошли в гору. Но тот грубо отказался – и еще нахамил.
Прошло еще два года. Торговец опять потерял много денег – и пришел взять новый долг у рава. И обещал

вернуть в новый срок оба долга. Рав сказал, что они с женой подумают.
Тот ушел, а жена закричала: как можно доверять такому человеку? Он снова не вернет! Да еще нахамил ей!
Рав сказал: но так происходит с нами каждый раз перед Рош-Ашана, Новым годом: мы стоим перед Судом и просим милосердия. Хотим, чтобы нас простили за прегрешения, обещаем исправиться, серьезно уверенны, что постараемся.
Нам прощают. Но весь год мы снова ведем себя не лучшим образом. – И снова просим прощения перед очередным Новым годом.
Так и этот человек – он уверен, что исправился, ждет нашего прощения, надеется на нас.
Если мы так ведем себя с Всевышним – то так должны вести себя и с другими людьми.
И они решили дать ему новый долг.

 


**
Недельный раздел Ницавим. Дварим 29:9: "Атэм ницавим айом кульхэм лифнэ Ашем Элокэхэм, Вы все предстоите сегодня перед Всевышним, вашим Богом".
Раши: почему этот стих идет сразу за проклятиями? – Потому что евреи расстроились: кто с этим выстоит?
Моше успокоил их: вот, вы стоите перед Всевышним. Много против Него выступали, – но Он вас не уничтожил – ведь вы вот, стоите перед Ним!
Вывод: Он к вам снисходителен и прощает. Значит, и вы будьте к другим снисходительны и прощайте. Или: будь снисходителен к другим людям – как Всевышний снисходителен к еврейскому народу.


**
Таковы свойства Всевышнего! (Его проявления, атрибуты. Они проявляются, чтобы мы поступали так же.) Поэтому мы изучаем книги Танаха: вся история – это качества Всевышнего, которые Он проявил в наш адрес.
Мы бунтовали – он нас прощал. Мы Ему и Моше не верили – Он нас не наказывал. (Только в самые критические моменты – и далеко не всех.)
Он вел Себя с нами, как отец со своими любимыми детьми.
Так и мы должны себя вести, проявляя качества: милосердия, прощения, долготерпения, сдержанности и взаимопонимания. Не быть мстительным, подозрительным. Надо уметь делать добро даже тому, кто этого не заслужил.
Надо уметь прощать другим их ошибки – но не себе! Т.е., подходим к другим не с позиций строгого суда – но с позиции милосердия и прощения.
(И тут ничего нет от христианства, где надо любить врага. У нас из врага делают друга, а если он не делается другом, то от него удаляются: от злодея удались. Но ему не мстят и не радуются его падению.)
Это мера за меру: если мы прощаем других – небо нас простит за наши дела.
**


Это с видеоурока "Будь снисходителен".
А вот выводы того урока (можете проверить на слух)):
1. Лучше быть обиженным, чем обижать.
2. Если нас обидели – не отвечаем тем же – это зачтется нам в заслугу. Да и люди станут лучше к нам относиться – даже те, которые только что нас обидели.
3. Более того, если нас обидели – попытаемся воздать этим людям добром – и они станут нам друзьями. Или другие станут нам друзьями, потому что эта черта нравится людям. Да и на небе постановят воздать нам добром!
4. Любую обиду в свой адрес принимаем с мыслью, что это – капара, искупление наших ошибок.


**
А уж если совсем коротко:
Ни на кого не обижаемся.
Никого не обижаем – даже в ответ.
Мы всегда снисходительны к другим.
И тогда Всевышний будет снисходителен к нам.

Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

blog comments powered by Disqus