Белье раввина, вино из Венгрии и золотые часы с кукушкой

 

На ту же тему, что вчера про Шерлока Холмса. С урока "Вернуть заимствованное".

Очень стародавняя история[1], варшавская. Две женщины принесли белье прачке – каждая свое. (А меток тогда не пришивали, потому что каждый свое белье помнил, да и прачка ни раза не ошиблась.)

Так вот, никто из нас не знает, что его ждет. Короче, прежде чем эти женщины свое белье забрали постиранным, прачка взяла и померла.

Пришли они забирать свое белье. А оно сложено отдельной стопкой. Одна из этих двух показывает на стопку, говорит: все мое. Вторая говорит: не все белье мое, но свое я знаю – и заберу только его. Вот мое, вот мое и вот.

Однако первая не согласилась: ты зачем мое белье берешь?

Делать нечего, переложили они белье в большую корзину и пошли к городскому раввину.

Тот выслушал обеих и говорит: приходите за бельем завтра. Тогда я вам и скажу свое решение.

Они ушли. А рав тем временем попросил своих домочадцев подложить в ту корзину несколько вещей из своего белья. Те так и сделали.

Назавтра женщины пришли. Рав обращается к той, что накануне заявила, будто все белье принадлежит ей: посмотри-ка, есть ли в корзине не твои вещи. Потому что чужое брать нельзя, но ей он, понятное дело, доверяет.

Женщина внимательно осмотрела содержимое корзины – и говорит, что все принадлежит ей. Как вчера было, так и сегодня: всё – её.

Вторая – на такую же просьбу – извлекла из корзины вещи, которые, как она и говорила, принадлежали ей. Потом указала на вещи, принадлежащие раву, и сказала, что их тут раньше не было, они только сегодня появились. А вот эти вещи – добавляет – принадлежат моей товарке. Откуда я знаю? Они и вчера тут лежали, я их запомнила.

Тут рав повернулся к первой – и вздохнул. Готов был сказать: мол, ты не только у этой женщины хотела украсть, но и у меня. Да не сказал. А только произнес негромко: я бы на твоем месте подумал, как исправить свое поведение. Исправила или нет – об этом не написано[2].

** **

Второй истории[3] уже 250 лет, она приводится в книгах по еврейскому закону.

Рассказывают, как однажды некий бедняк поехал из Праги на заработки в Венгрию. Заработал сколько смог, решил вернуться обратно. И тут повстречал в том же городе своего земляка, еврея-торговца из Праги, который приехал в Венгрию за вином. Попросился к нему в телегу, тот разрешил.

Проезд стоил недешево, поэтому договорились так: он будет сидеть рядом с бочками и охранять их.

Настал день отъезда. Залез он в телегу, расположился удобней, а свои деньги, завязанные в платок и обмотанные куском кожи, положил под крышку в одну из бочек с вином.

Не написано, сколько они ехали, – но наконец приехали! И тут же наш еврей полез в ту бочку, куда он деньги спрятал. А там нет денег!

Обратился к хозяину – мол, так-то и так. Тот принялся на него кричать, обвиняя в неблагодарности. Дескать, я тебя почти бесплатно довез – а ты меня еще обвиняешь!

Ну, делать нечего. Позвал тот бедняк торговца на суд к раввину Праги. А в то время пражским раввином был рав Йехезкель Ландо, или Ландао (автор книги "Нода Биуда").

На суде торговец снова с возмущением отверг все обвинения.

Рав Ландо ему говорит: "Ты прав, ибо на твоей стороне еврейский закон, который постановил: кто требует деньги у другого – тот должен привести доказательства. Но так только в имущественных вопросах. Но не в том, что касается разрешений и запретов. Например, в случае кашрута. Поскольку ты не брал деньги из бочки, значит, их взял кто-то другой, какой-то нееврей, а значит, вино сделалось некашерным. Ведь вино, которого касался нееврей, запрещенно. Почему мне кажется, что вор был неевреем? Да потому что на пути из Венгрии в Прагу большинство жителей неевреи. Так или иначе, поскольку вино некашерное, теперь его нельзя продавать пражским евреям".

Так сказал рав Ландо.

Ой, испугался виноторговец. Тут же позвал рава в другую комнату и там признался, что это он украл деньги. Он, а не чужой вор-нееврей.

На что рав заявил, что, к его сожалению, признание не поможет. Люди скажут, что торговец сознательно себя оговаривает – чтобы не лишиться заработка. Уж больно большую партию вина он привез.

Тогда торговец привел доказательства – назвал приметы на том кошельке. (Сам кошелек он, скорее всего, выбросил – от греха, что называется, подальше.)

Рав постановил: торговец должен при всех признать – через клятву – что это он украл деньги, а не другие люди. (Из чего будет следовать, что вина не касались неевреи.) И еще он должен заплатить штраф. – Тот так и сделал[4].

** **

Герой третьего рассказа[5] (не много сегодня? у меня просто хорошее настроение) – адмор хасидов Сэрет-Вижниц, раби Барух Эгер.

Пришел к нему на прием еврей из Польши, остановившийся на местном постоялом дворе. Рассказал, что сегодня утром собрался съезжать – и вдруг обнаружил, что пропал его кошелек, который он спрятал в стене комнаты. Хозяин отказывается от всего и требует платы за проживание.

Раввин попросил посетителя посидеть в соседней комнате. Вызвал к себе хозяина, побеседовал с ним о том о сем. Потом вдруг попросил у него золотые часы на полчаса – надо-де посолить мясо, а у его жены сломались часы[6].

Тот дал. Как раввину не дашь?

Раввин выходит из комнаты и говорит своему слуге, чтобы срочно бежал к жене хозяина постоялого двора и попросил у нее кошелек, который ее муж передал ей накануне. И вот ей примета, чтобы поверила – часы мужа. Пусть посыльный передаст ей, что мужу этот кошелек очень нужен – подвернулось выгодное дело. Да заодно пусть часы тоже вернет – с тем же посыльным.

Как только кошелек прибыл – раввин передал его владельцу. А часы вернул хозяину. Что он ему при этом сказал, не написано. Придумайте сами[7].

** **

Да, еще важное дело.

У нас в семье сегодня ночью родился мальчик. Сын нашей дочери – которая гврт Ривка Миллер.

Смотрю я на него и думаю: какой все-таки счастливый человек должен получиться. Все дороги перед ним настежь, но одна уже прописана и указатели на ней расставлены – иди смело! Это – Талмуд, Диним, Хумаш и Мусар. Он даже не догадывается, какая радость его ждет, какой труд ему уже уготован.

И вам желаем только радостей и успехов!


 

[1] ??''? ??? ???''? ???????

[2] Тут кто-нибудь скажет, что это обман и провокация со стороны рава и что он не привел доказательств правоты одной из женщин и лживости второй. Верно. Тем не менее – характерная раввинская история, согласитесь!

Мне, кстати, такое же возражение привели вчера – после рассказа про еврея, который, используя похожий обман, вернул себе 500 золотых. См. там в комментах.

[3] ??''? ??? ???? ????? ?? ?' ??????

[4] А теперь скажите мне, что тут не обошлось без раввинского шантажа. Чистейший шантаж и угрозы. Это по закону?

[5] ??''? ??? ?????? ???? ????? ???????

[6] Домашнее задание: зачем нужны часы при посоле мяса?

[7] А тут уж совсем наглое вранье и преступный розыгрыш, вы не находите? Вопрос: так можно поступать? Если можно, то на основе каких положений закона?