Если мы праведники, то что нам делать?

 

Действительно, вопрос.

Рассказывал один раввин из ешивы Поневеж (Бней Брак). Пришел он к раву Шаху, главе ешивы (и тогдашнему руководителю всего поколения), – чтобы решить одну личную проблему.

Оказалось, что в это время в комнате рава Шаха заседают раввины. Обсуждается какая-то важная тема.

Он принялся ждать в прихожей. В этот момент в прихожую вошел раби Хаим Фридландер, известнейший талмудист, в жутком физическом состоянии (он сильно болел), который только что приехал из-за границы, где проходил медицинское обследование.

Рав Фридландер сел на стул, и наш раввин рассказал ему свою проблему. Они принялись ее обсуждать. Тем временем раву Шаху сообщили, кто прибыл, и он вышел из кабинета. Рав Фридландер подошел к нему и сказал в дверях несколько предложений. Рядом с ними стоял секретарь рава Шаха. Тот услышал – и тут же горько и громко заплакал. Все удивились. Рав Шах ответил несколько слов раву Фридландеру – и они расстались.

Потом тот раввин-секретарь рассказал, что рав Фридландер сказал раву Шаху, что только что вернулся из-за границы, где врачи объявили ему, что ему осталось жить не больше двух недель. (Здесь секретарь заплакал.)

И вот, он пришел к раву Шаху спросить: что ему надо делать в оставшиеся дни? На что обратить главное внимание?

Рав Шах ответил: займись самым главным – тикун-мидот, улучшай свои качества, другой возможности не будет.

И это было сказано раву Фридландеру, великому праведнику, по книгам которого мы и сейчас учимся!

** **

Тема: хорошие качества в человеке.

Впервые она появляется в Торе, когда Авраам заклинает своего слугу Элиэзера не брать жену для его сына из кенаанских девушек. Кенаанское общество той поры поощряло в человеке плохое начало, опирающееся на силу, а не на доброту. Тогдашнее поколение было требовательным, в нем не было ни на грош мягкости и терпимости. "Кто не с нами, тот против нас", "Кто не работает, тот не ест", "Если враг не сдается, его уничтожают" – лозунги как раз из той эпохи.

Кенаанские дети больше грызлись друг с другом, чем дружили. Жены обманывали мужей, мужья – начальников, те – власти, последние – народ. Люди не жили, а выживали. И считали свое общество самым лучшим в мире!

Вы часто целуете своих детей? А кенаанская мама целовала и обнимала свое чадо в лучшем случае раз в год по пятницам. Да и то – будто отбывала обязанность. Люди женились, заранее зная, что, скорее всего, им светит развод. Каждый подозревал каждого – во лжи, своекорыстии и прочих подвигах. Если смеялись – то лишь затем, чтобы обратить на себя внимание. Если помогали другу – то чтобы потом взять с него процент. Воровство было нормой, честность – признаком помешательства (фраеры!).

Любой мелочи требовали от государства. В ответ государство помогало гражданам по самой скупой мере – скармливало им обещания.

Речь была руганью, радость – пьяным буйством.

Поэтому из этого народа брать девушку в жену Ицхаку было нельзя.

** **

Это все – из видео-урока "Качества характера" на недельный раздел "Хаей-Сара", записанный на Толдот два года назад.

Оттуда же:

Важно знать: Всевышний любит тех, кто любит других людей (даже если их трудно полюбить). И не любит тех, кто других людей не любит (даже если есть за что их не любить).

Но в чем выражается Его любовь или нелюбовь? – В том, что тому, кого Он любит, Он дает жизнь, спасает его (как спас евреев во времена Эстер). А того, кого не любит, – не спасает, не дает ему жизнь (как поступил с поколением Потопа).

Поэтому скажем чуть иначе: любой человек ровно настолько живет – насколько любит других. И настолько мертв (настолько он не человек) – насколько других ненавидит.

Следствие: надо остеречься ненавидеть любого человека – даже очень и очень плохого. Это не значит, потакать ему, мириться с ним, – нет, будем бороться с ним, защищая себя. Но не дадим ненависти обосноваться в нашем сердце!

** **

Еще один рассказ.

Раби Зэлег Реувен Бэнгис (будущий глава суда в Иерусалиме) перед получением раввинского поста пришел советоваться к раби Нафтали Цви Берлину (Анецив) из Воложина. Он спросил мудреца и учителя: что надо сделать еврею, чтобы стать хорошим раввином?

Анецив ответил: "Мне известно, что ты знаешь весь Шас (Шесть разделов Талмуда, т.е. 20 огромных томов). И в законах ты разбираешься достаточно хорошо, я это вижу. Но знай, что главное – уметь ежедневно улучшать свои качества, постоянно стремиться быть хорошим человеком. Без этого нет раввина общины!

** **

От себя: мы уже говорили про три свойства настоящего раввина: (1) большой знаток еврейских законов, (2) очень добрый человек, (3) тот, в окружении кого нет плохих людей.

Для простого еврея достаточно второго и третьего. А к первому надо постоянно стремиться.

** **

За конспективность изложения, как всегда, прошу прощение. Времени в обрез. Возраст у меня не маленький, а до утра надо закончить перевод Гемары на первую Мишну Шестой главы трактата Бава-Мециа. И вас бросать не хочу – и Гемара жутко интересная. Да и обещал!

Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

blog comments powered by Disqus