Еврейские пророки и их пророчества

  • Пророк — это человек, говорящий от лица Б-га с людьми.
  • Он может быть женщиной или мужчиной, евреем или язычником.
  • В Танахе содержится упоминание о 48 пророках, 7 пророчицах и 1 язычнике.
  • Даниэль не был пророком, потому что он не говорил с народом.

 

Кто такой пророк?

Многие сегодня думают, что пророк — это человек, который предсказывает будущее. И так как дар пророчества включает в себя пророческое видение будущего, пророк — это не простой человек, обладающий такими способностями.

 

Пророк — это человек, говорящий от лица Б-га; человек, избранный Б-гом, для того чтобы обращаться к народу и передавать от Него весть или учение. Пророки были образцом для подражания в святости, просвещённости и близости к Б-гу. Они устанавливали духовные и моральные критерии для всего общества.

Еврейское слово «пророк» — נביא («нави» Нун-Бет-Йуд-Алеф) — происходит от термина «нив сфатаим», означающего «плод уст», который подчёркивает роль пророка как оратора.

Талмуд учит нас, что было сотни тысяч пророков — в два раза больше, чем число покинувших Египет — 600 тысяч человек. Но большинство пророков передавали весть, которая предназначалась исключительно для ныне живущего (текущего) поколения и не упоминалась в Священных Писаниях. Писание называет только 55 пророков Израиля.

Пророк — не обязательно мужчина. Танах раскрывает образы  семи пророчиц, о которых пойдет речь в дальнейшем. Талмуд сообщает, что пророческая способность Сарры превосходила видение Авраама.

Пророк не обязательно должен быть евреем. В Талмуде сказано, что среди язычников также были пророки (в первую очередь Билам, описанный в Бемидбар 22), хотя он не являлся столь возвышенным, как остальные пророки Израиля (как показывает история Билама). А некоторые из пророков, как, например, Иона, отправлялись Создателем в другие страны для возвещения язычникам слова Б-жьего.

 

Согласно некоторым точкам зрения, пророчество — это вовсе не дар, который повсеместно раздаётся людям. Скорее, это кульминация духовного и этического развития человека. Когда человек достигает высокого уровня духовного и этического развития, Шхина (Б-жественное присутствие) осеняет этого человека и покоится на нём или на ней.

Аналогично, дар пророчества оставляет человека, если он теряет своё духовное и этическое совершенство.

Величайшим из пророков был Моше рабейну. Говорят, что Моше видел всё, что видели остальные пророки и даже больше, чем они. Моше видел всю Тору, включая Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания), которые будут написаны через сотни лет. Все последующие пророчества были выражением того, что Моше уже видел. Таким образом, мы учим, что ничто из Невиим и Ктувим не может противоречить Писаниям Моше, потому что Моше предвидел их смысл заранее.

В Талмуде говорится, что писания пророков понадобятся в Грядущем мире, так как в эти дни люди станут умственно, духовно и этически совершенными и будут обладать даром пророчества.

Список пророков в Еврейских Писаниях

 

Ниже вы познакомитесь с именами пророков, о которых рассказывает Талмуд, и встречаемых в комментариях Раши к тем страницам Писания, где в Танахе появляется пророк.

Имя пророка Место в Танахе, где появляется пророк
Авраам Берешит 11:26 — 25:10
Ицхак Берешит 21:1 — 35:29
Яаков Берешит 25:21 — 49:33
Моше Шмот 2:1 — Дварим 34:5
Аарон Шмот 4:14 — Бемидбар 33:39
Йеѓошуа Шмот 17:19 — 14, 24:13, 32:17, 18, 33:11; Бемидбар 11:28, 29, 13:4 — 14:38, 27:18 — 27:23; Дварим 1:38, 3:28, 31:3, 31:7 — Йеѓошуа 24:29
Пинхас Шмот 6:25; Бемидбар 25:7 — 25:11;  Бемидбар 31:6; Йеѓошуа 22:13 — Йеѓошуа 24:33; Шофтим 20:28
Элкана 1 Шмуэль 1:1 — 2:20
Эйли 1 Шмуэль 1:9 — 4:18
Шмуэль 1 Шмуэль 1:1 — 1  Шмуэль 25:1
Гад 1 Шмуэль 22:5; 2 Шмуэль 24:11—19; 1 Диврей ѓа-ямим 21:9 — 21:19; 29:29
Натан 2 Шмуэль 7:2 — 17, 21:1 — 25
Давид 2 Шмуэль 16:1 — 1 Млахим 2:11
Шломо 2 Шмуэль 12:24; 1 Млахим 1:10 — 11:43
Йеддо 2 Диврей ѓа-Ямим 9:29, 12:15, 13:22
Михайеу, сын Йимлы 1 Млахим 22:8—28; 2 Диврей ѓа-ямим 18:7 — 27
Овадья 1 Млахим 18; Овадья
Ахия Шилониянин 1 Млахим 11:29—30, 12:15, 14:2—18, 15:29
Йэйъу, сын Ханани 1 Млахим 16:1—7; 2 Диврей ѓа-ямим 19:2, 20:34
Азария, сын Одэйда 2 Диврей ѓа-ямим 15
Йахазиэль левит 2 Диврей ѓа-ямим 20:14
Элиезер, сын Додаваhу 2 Диврей ѓа-ямим 20:37
Ошеа Ошеа
Амос Амос
Миха из Морэйши Миха
Амоз (отец Йешаяѓу)
Элийяѓу 1 Млахим 17:1 — 21:29; 2 Млахим 1:10 — 2:15, 9:36—37, 10:10, 10:17
Элиша 1 Млахим 19:16—19;  2 Млахим 2:1 — 13:21
Йона, сын Амитайя Йона
Йешаяѓу Йешаяѓу
Йоэль Йоэль
Нахум Нахум
Хаввакук Хаввакук
Цфанья Цфанья
Урияhу Ирмеяѓу 26:20—23
Йирмия Ирмеяѓу
Йехезкель Йехезкель
Шемайя 1 Млахим 12:22 — 24; 2 Диврей ѓа-ямим 11:2 — 4, 12:5 — 15
Барух Ирмеяѓу 32, 36, 43, 45
Нэйрия (отец Баруха)
Серайя Ирмеяѓу 51:61 — 64
Махсэйя (отец Нэйрия)
Хаггай Хаггай
Захарья Зхарья
Малахи Малахи
Мордехай Свиток Эстер
Одэйд (отец Азарьи)
Ханани (отец Йэйъу)
Женщины — пророчицы
Сарра Берешит 11:29 — 23:20
Мирьям Шмот 15:20 — 21; Бемидбар 12:1 — 12:15, 20:1
Девора Шофтим 4: 1 — 5:31
Ханна 1 Шмуэль 1:1 — 2:21
Авигаиль 1 Шмуэль 25:1 — 25:42
Хулда 2 Млахим 22:14 — 20
Эстер Эстер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему Даниэль — не пророк?

Меня часто спрашивают, почему книга Даниэля в Танахе включена в Ктувим (Писания), а не в Невиим (Пророки)? Разве Даниэль не был пророком? Разве его видения о будущем не были истинными?

Согласно иудаизму, Даниэль не является одним из 55 пророков. Его писания включают в себя видения будущего, которые непременно исполнятся. Однако его миссия не заключалась в том, чтобы быть пророком. Его видения будущего никогда не объявлялись народу; они были записаны для будущих поколений. Таким образом, их классифицируют в Танахе как Ктувим (Писания), а не Невиим (Пророки).

автор текста: Трейси Рич