Кто еще?

 

По материалам газеты «Исток»

В прошлый раз мы рассказывали о хасидах. Нас спрашивают, кто еще, кроме хасидов, входит в так называемую группу ашкеназских евреев?

Выходцы из европейских общин, в самом деле, представлены не только последователями хасидских течений. Сегодня разговор о «литовских» евреях.

Некогда Литва была общепризнанным центром Торы. О Вильнюсе, наполовину еврейском городе, так и говорили — Йерушалаим де-Лита, литовский Иерусалим. В Литве располагались ешивы, куда стекались молодые люди со всех концов мира. В них преподавали ученики великого Виленского Гаона, среди которых самым знаменитым являлся раби Хаим из Воложина (1749—1821), основатель центральной Воложинской ешивы.

Назовем еще нескольких мудрецов и учителей, подвижников Торы: раби Нафтали Цви Йеуда Берлин (Анецив), раби Исраэль Салантер, раби Йосеф Дов Соловейчик, (автор глубочайшего труда «Бейт Алеви»), раби Хаим Соловейчик, раби Исраэль Меир Акоэн (Хафец-Хаим), рав Эльханан Вассерман… Здесь нет места привести имена всех выдающихся мудрецов из Литвы, как нет места назвать все знаменитые литовские ешивы прошлого века, где учили Тору наши учителя. Упомянем только Мир, Слободку, Поневеж, Тельц, Радин…

Ешивы «литовского направления» стоят ныне в Бней-Браке, Иерусалиме, Бруклине, Манчестере, Москве… По всему Израилю и по всему миру. В них учатся тысячи и тысячи людей, причем не только «литовцы». Так, для молодых людей из бывшего Союза открыты двери иерусалимских ешив: «Швут Ами», «Ор Самеах» и др.

Существует еще две большие «ветви» ашкеназских евреев — выходцев из Германии и Венгрии. О них поговорим в другой раз.