Яхин и Боаз

Дверь бывает на вход, а бывает на выход. По тому и оценивается тот или иной аплоад[1] в иудаизме – входят через него евреи в Тору или (ндБ) наоборот, выходят наружу и исчезают.
На эту тему живет во мне память об одном семинаре московского Джойнта. Дело было зимой в каком-то загородном пансионате. На каникулы туда понаехало много разных организаций, в том числе баптисты с очень громким песнопением, а также разные еврейские и околоеврейские группы (причем наша команда – извините, так уж вышло, одна из околоеврейских).
Занятия у всех шли в единственном большом конференц-здании, но на разных этажах, что не мешало курильщикам общаться на общих лестничных площадках. Именно от них, от курильщиков, я и узнал, что ровно этажом выше заседают реформисты. Наши, еврейские реформисты, которых до этого я живьем не встречал, а тут встретил и сразу разглядел в их среде несколько своих знакомых.
Москва, знаете ли, город маленький. Куда ни поедешь, хоть до Минска докати, всюду встретишь те же пытливые еврейские лица. Профессия такая.
И вот, я разговорился с двумя-тремя из них. И, честное слово, они сами пригласили меня дать у них мини-урок. На самом деле, многие мои уроки можно выставлять хоть среди буддистов, хоть среди монахов (ндБ) с Афона. Мне все равно, кого учить основам правильного поведения "по-человечески", – лишь бы ученики проявили заинтересованность и были готовы учиться, а не просто спорить. А тут наши, еврейские люди, – как не согласиться с предложением?
Договорились на вечер, когда лекции у всех заканчиваются и люди тянутся в столовую – мы на свой кашрут (тогда в московском Джойнте на семинарах выставляли полный кашрут, сам проверял), а кто-то на песнопения, но тоже в столовую[2].
На явку я явился, а их там не оказалось. Странно, конечно, но всякое бывает. И я уже пошел вниз по лестнице, как, вижу, бежит какой-то человечек[3] в странном внесезонном одеянии[4]. И с ним еще трое моих знакомых юношей из группы реформистов.
Их лидер, ни на секунду не отклеиваясь от улыбки на лице, с ходу извинился на тот предмет, что мой урок он "не может санкционировать".
О'кей, говорю, не беда, как-нибудь в другой раз.
Нет, говорит, другого раза тоже не будет – "пока я жив". Так он сказал, в смысле пока он жив.
А почему так резко, извините?
Он с ходу выкидывает вперед руку и представляется: такой-то имярек, профессор, доктор таких-то университетов (сплошная элитная Америка), почетный председатель, главный директор, президент и прочее почти всех реформистских церквей, ой, извините, синагог Восточного побережья и окрестностей.
Очень приятно, отвечаю.
И со слабой надеждой тяну – а может, дадим ма-аленький такой урочек. Ему тоже будет полезно, могу сам перевести. (Да, кстати, разговор идет на волапюке, т.е. на смеси плохого английского и еще более странного еврейского, он же иврит.)
Нет, урочек абсолютно неуместен. И он снова протягивает мне руку, заново произнеся всю формулу: "имярек, профессор, председатель, президент синагог и пр."
Я руку пожимаю и начинаю понимать, что я сам не представился. Хотя чего представляться? Моя конфессия на мне, как на фотографии: черный костюм, пейсы, цицит. Полный прикид, одним словом.
И как только я обозначил свое место в жизни (имя, адрес и страна исхода) – он снова затянул свою волынку: "профессор-президент и прочая".
Тем самым он намекал мне, что я должен – как только услышу, с кем разговариваю – плюнуть на него, закричать, начать обижать словами и телодвижением. Ибо я иудей-ортодокс, а он реформист! Реформист – тебе говорят, раскрой уши и начинай конфронтацию…
Когда мы разъезжались с того зимнего лагеря, ко мне подошли те же самые знакомые ребята и извинились за своего начальника. Мол, ничего нельзя было поделать: спонсор!
Я понимаю.
Но вам-то, мои друзья, я могу признаться (так я начинал эту тему на своих уроках еще много лет после того эпизода), что ничего не имею против реформистов. И против консерваторов не имею. Более того, они мне нравятся. А Зиновию Когану, моему личному другу, – так вообще привет!
[5]
Чем они мне нравятся? А это, как говорится, зависит. Если речь идет об американских реформистах, то на их гей-парадах я не присутствовал даже издалека. А если вы имеете в виду наших, доморощенных, рассейских – то они все отличные люди, поверьте!
Нет, понятно – тут тоже много смешного.
На том семинаре иду я по коридору, а у них дверь распахнута – и никогда я в чужие двери не заглядываю, а тут посмотрел – ведь сами предложили. И вижу, как они стоят над своими столами. За кафедрой учитель, наш соотечественник, перед ним полный набор тфилин, он наматывает на свою руку ремешок и поясняет – а остальные повторяют за ним движение в движение[6], причем председатель-президент без всякой улыбки наблюдает со стороны и что-то записывает в блокнотик.
И все бы ничего, но половина присутствующих – девушки. Вы видели девушку в тфилин на босу руку? А их там было десятка три, не меньше.
А когда шел обратно, то, вообще ни капли не скрываясь, остановился у дверей и с удовольствием выслушал полный текст брахи, которую произносят при надевании тфилин.
Главным декламатором-учителем на этот раз была женщина – в кипе (хотя кипа была у всех) и с уже накрученными на лоб тфилин. Поскольку аудитория располагалась лицом к коридору, то все меня увидели – и я приветливо помахал им рукой. А они – многие из них – помахали мне в ответ. Махали той рукой, что без тфилин. Было примерно полдевятого вечера. Зимой!
Председатель меня увидел – но не помахал. Может, он вовсе не американец? Обязан был помахать.
Ну, и что я скажу в защиту этой компании? – Так я уже сказал. Все зависит от того, в каком направлении движется поток евреев. Если они безумно далеки от Торы, а тут их приближают, более того – дают ускорение, и многие из них потом перейдут (уже перешли) в нормальные еврейские группы, станут соблюдать, продвинутся и цивилизуются в еврейском смысле этого слова – то что тут плохого? Отличный расклад.
Но если они родились в традиционных еврейских семьях, с детства посещали воскресные школы в зеленом и ухоженном Аппер-Ист-Сайде, а потом решили закинуть куда подольше и кипу, и школу – и тут им предлагают минималистский вариант в реформаторском стиле, – то это если не хуже, то, по крайней мере, никак. Ибо дверь на выход!
* *
А теперь хотите – скажу, что я думаю о том, как светские молодые российские евреи становятся "религиозными сионистами", хасидами и в том числе хабадниками? Как они оседают в ешивах литовского направления или начинают объявлять себя просто традиционалистами?
Могу рассказать. Хотя главное уже сказано. Все зависит от направления двери. "Только на вход" или "только на выход"[7].


[1] Upload. Классические примеры "закачки" в еврейском варианте – Сохнут и Джойнт.

[2] Я, например, нашел себе тихое развлечение. Как только раздавалось очередное гимнопение у десятников или баптистов (я их по лицам не различал), так сразу же пытался по словам понять, какую главу из Теилим они затянули. Перевод был хоть и смешным, но, как правило, местами адекватным.

[3] Знаю массу приличных людей, которые терпеть не любят это слово. Но этот был действительно маленьким.

[4] Голубой пиджак, как сейчас помню, и брюки в майскую полосочку. А дело было посреди января, топили в корпусах слабо – экономия по всему Подмосковью, вот уже 15 лет с тех пор прошло.

[5] Он все еще президентствует в "Объединении религиозных общин современного иудаизма"? Давно я его не видел. Он герой моих юношеских фельетонов и кумир памяти о Москве эпохи до-Средней Азии.

[6] Это надо было наблюдать. Синхронное плавание! Выверенность движений вплоть до амплитуды. У них не было ни одного левши!

[7] Строго говоря, следовало бы провести нормальное социологическое исследование. На тему – почему наши евреи вообще приходят к Торе, как приходят, кто им организует первую с Торой встречу. Изучить, что с ними случается во время этой учебы. Ведь многое зависит от возраста, социальной среды, даже от города, где все происходит. Кого-то "зацепило" уже в Израиле, другого в Германии, третий вообще пришел за рыбным обозом из Краснодара. Кто-то искал сам, кого-то нашли. Один при Торе остался, другой через некоторое время сбежал. Причем разные люди сбегают на разных этапах. Знаю таких, что "рас-торились" уже после многих лет ешивы и при семье с большим числом детей. Трагедия! А кто-то, будучи буквально сданным своими родителями в еврейскую школу (неважно, какого направления), получил такой неистребимый иммунитет против Торы, что "хоть святых выноси". Все случаи бывают. Но это и надо было бы сделать – выявить закономерности, понять тенденции, обобщить, предсказать и пр. Непочатый край для науки… Меня только на том краю не будет. Не хочу, устал обобщать, не мое дело.

Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

blog comments powered by Disqus