Яхин и Боаз

Дверь бывает на вход, а бывает на выход. По тому и оценивается тот или иной аплоад[1] в иудаизме – входят через него евреи в Тору или (ндБ) наоборот, выходят наружу и исчезают.

 

На эту тему живет во мне память об одном семинаре московского Джойнта. Дело было зимой в каком-то загородном пансионате. На каникулы туда понаехало много разных организаций, в том числе баптисты с очень громким песнопением, а также разные еврейские и околоеврейские группы. 

Занятия у всех шли в единственном большом конференц-здании, но на разных этажах, что не мешало курильщикам общаться на лестницах. Именно от них, от курильщиков, я и узнал, что ровно этажом выше заседают реформисты. Наши еврейские реформисты, которых до этого я живьем не встречал, а тут встретил и сразу разглядел в их среде несколько своих знакомых.

Москва, знаете ли, город маленький. Куда ни поедешь, хоть до Минска докати, всюду встретишь одни и те же пытливые еврейские лица. Профессия такая.

И вот, я разговорился с двумя-тремя из них. И, честное слово, они сами пригласили меня дать у них мини-урок. На самом деле многие мои уроки можно выставлять хоть среди буддистов, хоть среди монахов с Афона. Мне все равно, кого учить основам правильного поведения "по-человечески", – лишь бы ученики проявили заинтересованность и были готовы учиться, а не просто спорить. А тут наши, еврейские люди – как не согласиться с предложением?

Договорились на вечер, когда лекции у всех заканчиваются и люди тянутся в столовую – мы на свой кашрут (тогда в московском Джойнте на семинарах выставляли полный кашрут, сам проверял), а кто-то на песнопения, но тоже в столовую[2].

На явку я пришел, а их там не оказалось. Странно, конечно, но всякое бывает. И я уже двинулся вниз по лестнице, как, вижу, бежит какой-то человечек[3] в странном внесезонном одеянии[4]. И с ним еще трое знакомых юношей из группы реформистов.

Их лидер, ни на секунду не теряя приклеенной улыбки на лице, с ходу извинился на тот предмет, что мой урок он "не может санкционировать".

О'кей, говорю, не беда, как-нибудь в другой раз.

Нет, говорит, другого раза тоже не будет – "пока я жив". Так он сказал, в смысле пока он жив.

А почему так резко, извините?

Он с ходу выкидывает вперед руку и представляется: имярек, профессор, доктор таких-то университетов (сплошная элитная Америка), почетный председатель, главный директор, президент и прочее, лидер и вождь почти всех реформистских церквей, ой извините, синагог Восточного побережья и окрестностей.

Очень приятно, отвечаю.

И со слабой надеждой тяну – а может, дадим ма-аленький такой урочек. Ему тоже будет полезно, могу сам перевести. (Да, кстати, разговор идет на волапюке, т.е. на смеси плохого английского и еще более странного еврейского, он же иврит.)

Нет, урочек абсолютно неуместен. И он снова протягивает мне руку, заново произнеся всю формулу: "имярек, профессор, председатель, президент синагог и пр."

Я руку пожимаю и начинаю понимать, что я сам не представился. Хотя чего представляться? Моя конфессия на мне, как на фотографии: черный костюм, пейсы, цицит. Полный гарнитур.

И как только я обозначил свое место в жизни (имя, адрес и страна исхода) – он снова затянул свою волынку: "профессор-президент и прочая".

Тем самым он намекал мне, что я должен – как только услышу, с кем разговариваю – плюнуть на него, закричать, начать обижать словами и телодвижением. Ибо я иудей-ортодокс, а он реформист! Реформист – тебе говорят, раскрой уши и начинай конфронтацию…

Когда мы разъезжались с того зимнего лагеря, ко мне подошли те же самые знакомые ребята и извинились за своего начальника. Мол, ничего нельзя было поделать: спонсор!

Я понимаю.

Но вам-то, мои друзья, я могу признаться (так я начинал эту тему на своих уроках еще много лет после того эпизода), что ничего не имею против реформистов. И против консерваторов не имею. Более того, они мне нравятся. А Зиновию Когану, моему личному другу, – так вообще привет![5]

Чем они мне нравятся? А это, как говорится, зависит. Если речь идет об американских реформистах, то на их гей-парадах я не присутствовал даже издалека. А если вы имеете в виду наших, доморощенных, рассейских – то они все отличные люди, поверьте!

Нет, согласен, тут тоже много смешного. К примеру, иду я по коридору, а у них дверь распахнута – и никогда я в чужие двери не заглядываю, а тут посмотрел – ведь сами предложили. И вижу, как они стоят по стойке смирно над своими столами. За кафедрой учитель, наш соотечественник, перед ним набор тфилин, что-то он наматывает на свою руку и поясняет – а остальные повторяют за ним движение в движение[6], причем председатель-президент без всякой улыбки наблюдает со стороны и что-то записывает в блокнотик. И все бы ничего, но половина присутствующих – девушки. Вы видели девушку в тфилин на босу руку? А их там было десятка три, не меньше.

А когда шел обратно, то, вообще ни капли не скрываясь, остановился у дверей и с удовольствием выслушал полный текст брахи, которую произносят при надевании тфилин. Главным декламатором-учителем на этот раз была женщина – в кипе (хотя кипа была у всех) и с уже накрученными на лоб тфилин. Поскольку аудитория располагалась лицом к коридору, то все меня увидели – и я приветливо помахал им рукой. А они – многие из них – помахали мне в ответ. Махали той рукой, что без тфилин. Было примерно полдевятого вечера. Зимой!

Председатель меня увидел – но не помахал. Может, он вовсе не американец? Обязан был помахать.

Ну, и что я скажу в защиту этой компании? – Так я уже сказал. Все зависит от того, в каком направлении движется поток евреев. Если они безумно далеки от Торы, а тут их приближают, более того – дают ускорение, и многие из них потом перейдут (уже перешли) в нормальные еврейские группы, станут соблюдать, продвинутся и цивилизуются в еврейском смысле этого слова – то что тут плохого? Отличный расклад.

Но если они родились в традиционных еврейских семьях, с детства посещали воскресные школы в зеленом и ухоженном Аппер-Ист-Сайде, а потом решили закинуть куда подольше и кипу, и школу – и тут им предлагают минималистский вариант в реформаторском стиле, – то это если не хуже, то, по крайней мере, никак. Ибо дверь на выход!

*  *

А теперь хотите – скажу, что я думаю о том, как светские молодые российские евреи становятся "религиозными сионистами", хасидами и в том числе хабадниками? Как они оседают в ешивах литовского направления или начинают объявлять себя просто традиционалистами?

Могу рассказать. Хотя главное уже сказано - все зависит от направления двери. "Только на вход" или "только на выход"
[7].


[1] Upload. Классические примеры "закачки" в еврейском варианте – Сохнут и Джойнт. Причем в обоих направлениях.

[2] Я, например, нашел себе тихое развлечение. Как только раздавалось очередное гимнопение у десятников или баптистов (я их по лицам не различал), так сразу же пытался по словам понять, какую главу из Теилим они затянули. Перевод был хоть и смешным, но, как правило, вполне адекватным.

[3] Тут в жж некоторые специально отписались на тему, почему они терпеть не любят это слово. Но этот был действительно маленьким.

[4] Голубой пиджак, как сейчас помню, и брюки в майскую полосочку. А дело было посреди января, топили в корпусах слабо: 10 лет назад, экономия по всему Подмосковью

[5] Он все еще президентствует в "Объединении религиозных общин современного иудаизма"? Давно я его не видел. А писать о нем – писал.

[6] Это надо было наблюдать. Синхронное плавание! Выверенность движений вплоть до амплитуды. У них не было ни одного левши!

[7] Строго говоря, следовало бы провести нормальное социологическое исследование. На тему – почему наши евреи вообще приходят к Торе, как приходят, кто им организует первую с Торой встречу. Изучить, что с ними случается во время этой учебы. Многое зависит от возраста, социальной среды, даже от города, где все происходит. Кого-то "зацепило" уже в Израиле, другого в Германии, третий  вообще пришел  за рыбным обозом  из Краснодара. Кто-то искал сам, кого-то нашли. Один при Торе остался, другой через некоторое время сбежал. Причем разные люди сбегают на разных этапах. Знаю таких, что "рас-торились" уже после многих лет ешивы и при семье с большим числом детей. Трагедия! А кто-то, будучи буквально сданным своими родителями в еврейскую школу (неважно, какого направления), получил такой неистребимый иммунитет против Торы, что "хоть святых выноси". Все случаи бывают. Но это и надо было бы сделать – выявить закономерности, понять тенденции, обобщить, предсказать и пр. Непочатый край для науки… Меня только на том краю не будет. Не хочу, устал обобщать, не мое дело.