Две истории - курдская и русская

Моя жена ухаживает за старушками (называя их "бабушками"), у нее такая работа. Ей нравится, а я ужасно доволен: хоть кто-то из нас двоих делает людям хэсед.

Вечером пришла от одной из своих "бабушек", рассказывает: "Сегодня выслушала историю – не поверила". Даю эту историю в пересказе. 

"Бабушка", за которой ухаживает моя жена, и ее сестра (обе из курдских евреев), рассказали, как их вывозили из Ирака. Им было тогда по несколько лет от роду, но они всё отлично помнят. Операция была тайной, без согласования с властями. Приехали ночью три огромных грузовика и за несколько часов погрузили всех евреев селения. Люди бросали дома, уходя с пустыми руками, ничего не успели взять – ни вещей, не еды. Еду им давали уже в дороге. И даже не предупредили заранее, что, скажем, через два дня вас будут перевозить в Израиль. И всех увезли. Но одна девушка 14-15 лет (родственница "бабушек") осталась. Она пасла коз в долине – и за ней нельзя было сбегать. Той семье сказали: "ждать одного человека не будем, или вы спускаетесь из машины, или мы ее тут бросаем, а остальными рисковать не будем". Семья решила уехать, а девочка осталась.

Приехала она в Израиль только через 40 лет, живет теперь в Моце, что под Иерусалимом. Рассказала, что, когда пришла домой, никого не застала. Заплакала, а что делать? Деваться некуда, пошла ночевать к подружкам, в курдские дома. Антисемитизма от местных в том месте никто из евреев не видел. Девочку не гнали, даже помогли чем могли. Она вернулась к себе в заброшенный дом, там и зажила одна. Сама себе пекла хлеб-лепешки, доила коз, выполняла, в принципе, все заповеди: субботу, праздники, кашрут. Так замуж и не вышла: в тех местах не осталось евреев, ни одного мужчины! Когда можно было переехать в Израиль, сразу же отправилась в Багдад, там оформила билеты – и явилась без предупреждения к родным. Тут и оказалось, что из всей многочисленной ее семьи соблюдающими Тору в Израиле остались только те, что были старше ее. А ей даже в голову не пришло – как так можно, оставить заповеди? И сейчас живет отдельно от родни – продолжает соблюдать.

Мы с женой решили, что это удивительная история. Вот я ее и изложил. Пока центральные газеты на эту тему не наткнулись. "Бабушки" моей жены уверяют, что о ней еще никто не писал. Вы читаете первыми.

* * *

А вот еще одна история. В противовес изложенной. Тема: наши не хуже!

Несколько лет назад в издательстве бухарских евреев вышла книга в моем переводе (автора не помню) о женской микве. Ну, так вот, привожу рассказ, который я в нее вставил (редактура полностью моя) – из воспоминаний великого праведника, благословенной памяти рава Ицхака Зильбера. (Это было еще до выхода в свет книги его воспоминаний.) Рассказ называется "Миква в Ташкенте", идет он от первого лица.

 
В шестидесятые годы власти закрыли в Ташкенте единственную официальную микву. Это был страшный удар. В то время в городе проживало одних только бухарских евреев около пятидесяти тысяч человек да еще около двухсот верующих ашкеназских семей. Отмечу, что в большинстве бухарских семей к законам чистоты семейной жизни относились очень серьезно. Для религиозных людей семейная жизнь без миквы невозможна. А продолжалось такое положение – без миквы в городе – больше года, а может, и нескольких лет – точно теперь не помню.

Должность габая[1] в синагоге городского района Сагбан, где находилась эта последняя, закрытая миква, занимал реб Берл Лифшиц. Знаю про него, что до того сорок лет он проработал на большом заводе и имел немало трудовых наград. К сожалению, его сыновей увлекла не Тора, а совсем другие "вершины": старший стал адмиралом морского флота, второй – деканом в университете.

Однажды хабадник[2] реб Мендл Клейн, очень умный человек, сказал Лифшицу: "Послушай, Берл, ты уп­равляешь синагогой. Но если тебе не удастся открыть микву, то весь геином (ад) – а он большой, там семь отделений – покажется тебе маленьким".

Эти слова сильно впечатлили Берла. И он начал искать связи, выход на городское начальство. Попросту говоря – человека, которому можно было "сунуть", то есть дать взятку. Тут ему и подсказали, что есть один немаловажный чиновник в городском управлении, который "берет". Но чиновник при встрече только вздох­нул: "Твои деньги мне бы очень пригодились, но ничего не могу поделать: мы не сами закрыли, так распорядились в КГБ".

И вот реб Берл надел свой выходной костюм, пристегнул все ордена и торжественно явился в КГБ.

В приемной спрашивают: "Вы по какому делу?"

Он говорит: "Не могу молчать, когда позорят советскую власть. Мне надо кое-что рассказать".

"Очень хорошо, проходите в кабинет, рассказывайте".

Он вошел и начинает: "Я старый рабочий, но молюсь в синагоге. Ведь можно молиться?"

"Ну, разумеется".

"Один мой сын – адмирал флота, другой – декан в университете. Дети спрашивают: "Папа, ты доволен советской властью?" Я отвечаю: "Еще как! Чтоб она долго жила". В синагогу, где я молюсь, приходят иностранцы. Они спрашивают: "Вам не мешают молиться?" "Нет, – говорю, – молимся свободно". Но надо вам объяснить, товарищ начальник, что в синагоге непременно должен быть бассейн, куда кантор окунается дважды в году – накануне Йом-Кипура и перед праздником Песах. (Миква, как вы понимаете, нужна прежде всего женщинам, а не тому, кто ведет общественную молитву, но Берл, конечно, этого не сказал.) Так вот, иностранцы спрашивают: "Есть ли у вас бассейн?" Раньше я отвечал: "Конечно, как можно без бассейна? Миква без бассейна все равно, что стадион без футбольных ворот", – и всегда показывал им бассейн, они смотрели и уходили. Но каким-то вредителям, врагам советской власти, это не понравилось, и они закрыли бассейн. Недавно к нам пришла американская делегация, и я им все показал. "А бассейн?" – спрашивают. Я покраснел за нашу советскую власть, но что можно сделать? Теперь у них есть повод для клеветы".

Гебист сказал: "Ладно, ступай, мы разберемся". Не прошло и трех дней, как микву открыли.

Эту историю я слышал от самого Берла.



[1]Габай – служитель в синагоге.

[2] Приверженец хасидского движения Хабад, возглавляемого династией Любавических раввинов.

Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

blog comments powered by Disqus