Две модели мира

 

[Внимание! Тег – занудство.]

Эпиграф: "Важно, что происходит вокруг. Но еще важнее, что ты об этом думаешь. Потому что, в конце концов, твоя оценка происходящего – и только она – формирует твое поведение".

** **

Итак, один человек живет в мире людей. Другой человек живет в мире Б?га.

Понимать это надо следующим образом: один человек живет в мире, который ежесекундно делается людьми; другой человек живет в мире, который сделан Б?гом.

Предлагается самое короткое и поверхностное размышление на эту тему.

Первый человек живет в мире людей, которых он наделяет свойством быть причиной всем его личным достижениям и бедам. Всем его неудовольствиям и воззрениям, симпатиям и разочарованиям. Он живет в мире людей, которые его окружают, и никого, кроме них, он вокруг не видит. Как в тесном лесу. Причем в этом, придуманном им лесном мире он сам – только один из многих, один из стволов. И ему надо не столько жить, сколько выжить, не выходя из леса.

Сам он может быть полным атеистом, и тогда Б?гу в его мире делать нечего. При этом – и без приказаний Б?га – он вполне может любить людей. А может их ненавидеть. Или относиться к ним как-то усреднено.

А может быть и верующим. Тогда Б?г – всего лишь один из персонажей его мира. Пусть даже персонаж, наделенный несколько повышенными возможностями – как бессмертные олимпийцы у греков. С таким Б?гом можно считаться, а можно убрать Его с глаз долой, договорившись – когда и где с ним в дальнейшем пересекаться. Но и при этом любовь нашего героя к людям ничем божественным не обусловлена. Т.е., для человека, живущего в мире людей, любовь к людям необязательна. Она всего лишь его договор с собственной совестью, или, что примерно то же самое, общественный договор. Всего лишь пункт из Декларации союза "лесных братьев".

Кстати, человек, живущий в мире людей, вполне может любить Б?га. Может даже любить Его больше людей. Но он все равно зависит от людей больше, чем от Б?га, и тут ничего не поделаешь. И уж если он не любит людей, то Б?г для него и вовсе вторичен[1], даже если сам он будет утверждать обратное.

Живущий в мире людей ставит в центр мира себя. Хотя и обманывает себя тем, что он, будто бы, поставил в центре своего Б-га, если он объявил себя неатеистом. (При этом будет вполне искренне соблюдать положенные ритуалы. И даже вопреки людям. – Очень смелая вера!)

Ах да, еще одно важное свойство. Человек, живущий в мире людей, постоянно находится с ними во внутреннем диалоге. Он вечно доказывает им свою правоту, отвергает их доводы, бегает и бегает по кругу своей позиции. То, что это никакой не диалог, а нескончаемый монолог, он не видит, продолжая верить, будто реплики оппонента он тоже слышит, но это самообман.

** **

В то время как человек, живущий в мире Б?га, не может не любить людей.

Во-первых, ему заповедано!

Во-вторых, он не требователен к ним, не демонизирует их и не видит в них причину зла –именно в силу того, что они для него – часть проявляющего Себя Б?га.

Более того, любить людей – это и называется, жить в мире Б?га. Ибо только в таком мире любовь обязательна и не зависит от нашего настроения или точки зрения.

Что касается диалога, то человек из мира Б?га беседует постоянно, в любом случае и по любому поводу – с одним Б?гом[2].

** **

Вывод: любить надо людей, а жить – в мире Б?га. Не наоборот!

Теперь можем посмотреть в себя и определить, кого любим больше – людей или Б-га? Многое станет понятно.

[А можно и по-другому спросить: что важнее – бояться греха или быть добрым к людям? Ответ будет таким же: быть добрым. А следовательно, надо жить в мире Б?га.]

[1] Многие считают, что, поскольку Б?г добрый, на Него можно злиться, а иногда и покрикивать. (См. например, здесь – п.п. 8 и 34.) Рассуждают так: ведь не убил же Он нас за наши крики в прошлом – значит, не убьет и впредь.

Кстати, тут можно обнаружить один из ответов на вопрос: почему Йосеф, схваченный женой Потифара, – для того чтобы уйти от нее, заставил себя увидеть образ своего отца, Яакова? Увидел бы сразу некий образ Всевышнего! По крайней мере, так записал в своих Теилим (16:8) царь Давид: "Ставлю Всевышнего всегда перед собой". – Оказывается, такое поведение едва ли возможно. Для него надо достичь уровень Давида, т.е. быть полным праведником. Почему? Потому что псалмопевец сказал, что ставить Его перед собой надо в силу собственного страха перед Судом. Судью надо видеть перед собой! Он Царь, творящий дин, строгий закон! Но большинство землян ставит перед собой мягкого и всепрощающего Отца, Который творит рахамим, милосердие.

[2] Об этом диалоге, который ведется Яаковом (еврейским архетипом), см. в статье "Три портрета". Тема: взаимоотношения между евреями, христианами и мусульманами с еврейской точки зрения.

Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

blog comments powered by Disqus