Маарам из Ротенбурга

Рабби Меир бар Барух (Маарам из Ротенбурга; ок. 4975-5053 /ок. 1215-1293/ гг.) – духовный лидер евреев Германии, выдающийся законоучитель и автор Тосафот.

Детство и юношество

Родился в г. Вормсе. Его отец, р. Барух, был авторитетным законоучителем и главой еврейской общины Вормса – в дальнейшем, вынося свои законодательные решения, Маарам с уважением ссылался на мнения отца.

Изучал Тору у р. Ицхака из Вены, автора законодательного сборника Ор заруа. Учился также во Франции у авторов Тосафот, и, в первую очередь, у главы парижской ешивы, выдающегося законоучителя р. Йехиэля бар Йосефа.

В 5001 /1241/ году он стал свидетелей публичного сожжения свитков Талмуда и других священных книг на одной из парижских площадей. Пораженный увиденным, Маарам написал знаменитую элегию Шаали серуфа ваэш (Спроси, спаленная в огне…) – эта скорбная элегия включена в сборник кинот (плачей), произносимых в день Девятого ава.

Во главе общины в Майнце

Возвратившись в Германию, Маарам стал раввином общины г. Майнца, а затем Нюрнберга. В 5041 /1281/ году, после смерти отца, Маарам сменил его во главе общины Вормса. Здесь ближайшим учеником Маарама стал р. Ашер бар Йехиэль (Рош) – в будущем великий законоучитель и один из духовных лидеров всех евреев диаспоры.

В Ротенбурге

Вскоре Маарам переселился на север страны и, обосновавшись в небольшом городке Ротенбурге, расположенном несколько восточнее Бремена, открыл там ешиву, ставшую центром притяжения для знатоков Торы со всех концов Германии. Наряду с Рошем, ближайшими учениками Маарама стали р. Мордехай бар Гилель (Мордехай), р. Меир Акоэн (Агаот майманиот; см.), а также р. Хаим-Элиэзер, сын наставника Маарама – автора книги Ор заруа.

Глава поколения

В этот период Маарам становится общепризнанным главой поколения. Раввины из многих общин диаспоры обращаются к нему со сложными алахическими вопросами – им написано более тысячи респонсов (тшувот), адресаты которых находились, помимо Германии, также во Франции, Испании, Италии и Австрии.

Козни императора

Германский император Рудольф Габсбург, взошедший на престол в 5033 /1273/ году, бесчисленными поборами спровоцировал массовое бегство евреев из страны – многие беглецы направлялись на Святую Землю, где один из наставников Маарама, р. Йехиэль из Парижа создал крепкую общину и большую ешиву в г. Акко.

Не желая терять надежный источник наживы, германский император запретил евреям покидать границы своей державы. В 5046 /1286/ году он потребовал от Маарама, главы евреев Германии, предоставить новый непосильный налог: выкуп за то, что евреи не служат в армии императора. Маарам обратился к ряду общин, но их кассы были уже пусты. Время, предоставленное императором, истекало, – и тогда Маарам принял решение, тайно покинув Германию, отправиться в Акко. По отдельности, разными путями Маарам и члены его семьи добрались до Италии. Но там, в Ломбардии, Маарам был опознан одним из выкрестов и в четвертый день месяца тамуз арестован, а затем возвращен германским властям.

По приказу императора Маарама заключили в крепость Энзисхайм, расположенную в провинции Эльзас, и потребовали за него выкуп в миллион марок. Ближайший ученик Маарама, Рош, взялся собрать требуемую баснословную сумму – однако пленник запретил себя выкупать, чтобы не поощрять власти к дальнейшему захвату еврейских мудрецов с целью легкой наживы – согласно талмудическому принципу: «Не дают за пленного выкуп, превышающий реальную стоимость» (Праким бетолдот Исраэль).

Семь последних лет жизни Маарам провел в заточении. Здесь он продолжил работу над комментариями к Талмуду: им были созданы хидушим (аналитические заметки) и Тосафот (дополнительные комментарии) к восемнадцати трактатам, однако до нас дошли только комментарии к трактату Йома – в классических изданиях Талмуда они печатаются рядом с основным текстом.

В самые последние годы условия содержания были несколько смягчены. Все еще не теряя надежды на выкуп и стремясь поэтому продлить жизнь пленника, власти разрешили одному из учеников Маарама, р. Шимшону бар Цадоку, находиться вместе с ним в камере и ухаживать за семидесятипятилетним наставником.

Маарам умер в замке Энзисхайм, в четырнадцатый день месяца ияр 5053 /1293/ года.

В течение четырнадцати лет власти отказывались выдать евреям его тело для погребения, требуя и за это колоссальный выкуп. И лишь в 5067 /1307/ году коммерсант р. Александр-Зискинд Вимпефен, вложив все свое состояние, выкупил останки – в 6 день месяца адар 5067 /1307/ года они были с почестями преданы земле в Вормсе, родном городе Маарама, на его семейном участке кладбища.

автор текста: ав Александр Кац

Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

blog comments powered by Disqus

Свежие статьи: