Полагаться всецело на милость Бога или приступать к действию?

Вопрос

Здравствуйте!!
Я Вам благодарна за Ваши ответы. У меня столько вопросов, и Вы так развернуто на них отвечаете, спасибо.
Один из насущных вопросов больше не может ждать. Не вспомню точно в каком Вашем ответе прочитала про то, как Иосиф проявил малодушие и недоверие Б-гу и попросил замолвить слово
о нем фараону и за это был наказан. Меня интересует, где же грань, когда нужно полагать всецело на милость и проведение Б-га и не предпринимать ничего, а когда и самому нужно приступать к действию. В каком случае самодеятельность и амбиции уже греховны?  Ведь сидеть сложа руки нельзя, нужно у самому трудиться. Вот Иосиф, видя шанс спасти себя (и эту возможность ведь Г-сподь не просто так послал), и попросил помощи.

С уважением,
Анастасия Ф
.

Ответ:

Уважаемая Анастасия,

Я думаю, что Вы имеете в виду то, что я писал в рассылке на главу Дварим «Вера и упование». Там я привожу слова мудрецов о том, что Йосеф, по словам мудрецов, был наказан за то, что проявил недостаточность в его вере, обратившись к виночерпию с просьбой замолвить за него слово перед фараоном.

Но в той же статье содержится также ответ на Ваш важный и правомерный вопрос: какая грань между обязанностью полагаться на Творца и обязанностью стараться. Там я привожу, что, несмотря на необходимость «стараться», человек должен чётко осознавать: сами действия как таковые не могут ему помочь, только Творец дает желаемое (после того, как человек приложит необходимые для этого усилия). И осознание того, что сами по себе наши действия не могут нам помочь, что мы их совершаем только для того, чтобы выполнить обязанность «стараться», должно отражаться и в нашем поведении, в наших делах.

Также в том же ответе я привожу объяснение комментаторов, за что Йосеф был наказан, ведь прося виночерпия напомнить о себе фараону, он лишь выполнял обязанность «старания», которая возложена на каждого. В той статье приводится мнение рабби Шимон Шкоппа, который объясняет, что Йосеф был наказан за то, что старался чересчур. Ведь чрезмерным старанием человек показывает, насколько большое значение имеет для него само «старание». Его поведение свидетельствует, что он полагает, будто его бурная деятельность может ему помочь. Первой части просьбы Йосефа: «Если же ты вспомнишь обо мне…» было достаточно. За то, что он добавил: «и напомнишь обо мне…», он был наказан. Из-за этого лишнего слова возникало впечатление, что Йосефу недостает веры. Также там упоминается мнение Хазон Иша, который пишет в книге «Эмуна у-Битахон», что запрещено делать усилие, которое явно не может помочь. Творец нам заповедал совершать только те усилия, которые по природе своей способны помочь. Египетская аристократия тех дней была известна своей неблагодарностью, поэтому не было сомнения, что виночерпий забудет про Йосефа и не станет ходатайствовать за него перед фараоном.

В заключение приведу слова наших мудрецов в мидраше «Берешит Рабба» (89:3) о том, что стих (Теилим 40:5) «Счастлив муж, который Г-спода сделал опорой своей» говорит о Йосефе, который обратился с просьбой к виночерпию. Спрашивают комментаторы, если Йосеф проявил тем, что обратился с просьбой к виночерпию, недостаточную веру, почему мидраш называет его «мужем, который Г-спода сделал опорой своей». И отвечают: каждого Творец судит в соответствии с его духовным уровнем; если Йосеф был наказан за такие, казалось бы, «мелочи», это показывает, что он сам был на очень высокой ступени в уповании на Г-спода, а, если так, он был, несомненно, счастливым человеком, ведь, по словам царя Давида, «счастлив муж, который Г-спода сделал опорой своей».

источник: www.imrey.org

Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

blog comments powered by Disqus