В Талмуде говорится, что ученики рабби Акивы умерли от Аскеры. Почему им полагалась именно такая смерть?

В трактате Йевамот (62 б) говорится, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и все они умерли в один период времени – от праздника Песах до праздника Шавуот – из-за того, что не почитали друг друга. Добавляет Талмуд, что все они умерли наистрашнейшей смертью – «аскера».

Вы удивляетесь, почему мудрецы сочли необходимым сообщить нам, какой смертью они умерли. Ваш вопрос очень уместен, поскольку мудрецы в каждом своём слове сообщают нам какие-то существенные, глубокие вещи. В их словах мы не найдём ни одной детали, которая не содержала бы каких-то глубоких истин. Поэтому каждая деталь, упомянутая мудрецами, чрезвычайно важна, и мы обязаны обращать внимание на любые тонкости в их словах.

 

Если это так, нам необходимо понять ещё одну деталь, упомянутую в этом месте в Талмуде. С какой целью добавляют мудрецы, что ученики рабби Акивы умерли в период от Песаха до Шавуота?

Говорят мудрецы в Талмуде (Брахот 8 а), что есть в мире 903 видов смерти, самая лёгкая из них смерть «нэшика» (поцелуй), а самая тяжелая – смерть «аскера». Продолжает Талмуд: «Смерть нэшика настолько легка – как вынуть волосок, упавший в молоко, а смерть аскера настолько тяжела – словно вытащить клубок шерстяных ниток из колючек». Своими словами мудрецы нам показывают, в чём существенная разница между этими двумя видами смерти. При смерти «нэшика» душа выходит с лёгкостью, поскольку нет ничего существенного, что связывало бы её с окружающей материей (подобно волоску, у которого нет существенной связи с молоком, внутри которого он находится). При смерти «аскера» же, наоборот, душа сильно связана с материей, и поэтому ей стоит огромного труда с ней расстаться (подобно извлечению шерстяного клубка из колючек).

Сообщая, какой смертью умерли ученики рабби Акивы, мудрецы обучают нас, что недостаток учеников рабби Акивы был гораздо глобальнее, чем неуважение друг к другу, – они были крепко связаны с материальным миром[1]. С материальной точки зрения у человека нет преимущества над животными, наоборот, многие животные гораздо сильней и быстрей человека. Единственная причина уважать человека – его душа. Чем больше человек связан с духовным, тем больше он способен уважать других. И, наоборот, чем больше человек связан с материальным, тем меньше он будет уважать своего ближнего. И это является причиной неуважения учеников рабби Акивы друг к другу – они были крепко связаны с материальным миром, и по этой причине не уважали друг друга.

«Чем больше человек связан с духовным, тем больше он способен уважать других…»

Цель человека – поставить духовность над материей, разум над животными инстинктами и желаниями. И это то, чему обучает нас Тора. Если человек не уважает своего ближнего, это показывает нам, что он не связан истинно с Торой. И это, возможно, то, что хотели сообщить нам мудрецы, говоря, что ученики рабби Акивы умерли именно в дни подготовки к получению Торы.

[1] Важно подчеркнуть, что, когда речь идёт о таких больших людях, как ученики рабби Акивы, «учитываются» мельчайшие «дозы» этого греха. Поэтому сам грех учеников рабби Акивы, которые находились на очень высоком духовном уровне, мы не можем понять. Однако из того, что Талмуд рассказывает о них, мы можем выучить для себя важные основы.

автор текста: рав Реувен Куклин