Как можно есть жирное мясо во славу Небес?

Вопрос:

Шалом! "Реб Мендл Футерфас говорил от имени ребе Рашаба: — Бывает, что человек довольствуется сухарями из корыстных соображений. Случается и обратное: человек может есть жирное мясо во славу Небес."

Я не пойму как можно есть жирное мясо во славу Небес? Разве можно обжираться во славу Небес?

 

Отвечает Рав Эпель Менахем:

 Здравствуйте! Спасибо за хороший вопрос. Ребе Рашаб был пятым главой движения Хабад, а реб Мендл Футерфас - известный "машпия" (духовный наставник) в Хабаде. Поэтому в качестве ответа на Ваш вопрос приведу цитату из основополагающей книги Хабада - "Тания" (гл. 7). Там идет речь о том, что определенные объекты этого мира можно использовать во славу Небес, а можно - для своего удовольствия. И в этом контексте там сказано: "Так, например, происходит, когда человек ест жирное бычье мясо и пьет ароматное вино с той целью, чтобы оживить душу для служения Б-гу и изучения Торы, как сказал Рава (трактат Йома 76, а): "Вино и благоухание делают мысль более восприимчивой. и т.п.". Или для того, чтобы исполнить этим заповедь, предписывающую наслаждение в субботу и праздники, тогда жизненная сила мяса и вина ... восходит ко Вс-вышнему как жертва всесожжения".  Дальше "Тания" пишет о том, кто, как Вы пишете "обжирается" мясом в свое удовольствие. Тогда жизненная сила этой еды не только не восходит ко Вс-вышнему, а еще и опускается к силам зла.

 

  Подведем итог: во славу Небес можно не только читать Теилим, восхваляющие Творца, и не только выполнять заповеди, в которых явно проявляется воля Творца, как например тфиллин или мезуза и т.п., но даже есть и пить тоже можно во славу Небес. И тут есть два основных варианта:

     1) Сам процесс еды - заповедь, как например заповедь радоваться в праздники или получать удовольствие в Субботу;

        2) Еда - это средство для выполнения другой заповеди. Как например, человек ест, чтобы у него были силы учить Тору и выполнять заповеди.

 

По поводу этого - второго - образа уместно вспомнить известную историю о двух выдающихся еврейских мудрецах: рабби Йоэле Сиркише (авторе книги "Байт хадаш", известному всем по аббревиатуре названия этой книги - Бах) и рабби Давиде А-Леви (авторе книги "Турей заав", известному всем по аббревиатуре названия этой книги - Таз). Рабби Йоэль был тестем рабби Давида, и он заключил с зятем договор, что будет каждый день давать ему мясной обед. Как-то раз рабби Давид получил в качестве мясного обеда - легкие. Из-за этого, на первый взгляд, незначительного изменения в меню, рабби Давид, тем не менее, вызвал тестя на суд Торы. Суд постановил, что прав рабби Йоэль, то есть, что и легкие считаются мясом. Когда потом спросили у рабби Давида, зачем он вызвал тестя на суд Торы из-за такой мелочи, он пояснил, что в день когда пообедал легкими, он почувствовал слабость и не мог изучать Тору на должном уровне. Рабби Давид опасался, что это может пробудить небесного обвинителя против его тестя. Поэтому он вызвал его на суд Торы, чтобы суд его оправдал и постановил, что легкие - это тоже мясо. И тогда небесный суд должен будет считаться с земным, и обвинение будет снято.

 Для того, чтобы ответ был полным, следует добавить к нему еще один важный момент. Ребе Рашаб хотел объяснить, что качество еды еще не является показателем намерения того, кто ее ест. И чтобы подчеркнуть это он использовал две крайности - сухари с одной стороны и жирное мясо с другой. Однако важно отметить, что это верно, к сожалению, главным образом в теории. На практике же совсем не просто есть вкусную пищу во имя Небес. Ведь человек состоит из души и тела. И если душа и хочет делать все во славу Творца, то тело (то есть животная душа, оживляющая его), хочет жить в свое удовольствие. И поэтому человек, который стремится истинно служить Вс-вышнему, ведет внутри себя постоянную войну с его животным началом. По этому поводу есть известный еврейский афоризм, который говорит, что поститься во Имя Небес намного легче чем есть во Имя Небес.

 

  В заключение отмечу, что вышесказанное, тем не менее, не должно привести человека, ищущего близости Творца, к полному аскетизму. Ведь как было упомянуто выше, есть случаи, когда вкусная еда - это заповедь. Путь, который заповедует нам Тора - это быть "людьми святости" (Шмот 22:30). То есть, вести человеческий образ жизни, но в чистоте и святости. И как сказал ребе Рашаб в приведенной Вами цитате, ведущую роль в этом играет чистое и искренне намерение.

С уважением Менахем Эпель

Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

blog comments powered by Disqus