Ответы на вопросы + Робин Гуд

Во вчерашнем посте предлагались вопросы (для иллюстрации), которые в свое время вошли в корпус многолетней и очень популярной на Украине Еврейской Викторины.
Сегодня предлагаю ответы на предложенные вопросы.
Затем следует расширенный коммент на тему Робина Гуда.

Ниже приведены меню четырех обедов. Отметьте "кашерный".
Ответ: г) Куриный бульон с "шейкой", цимес картофельный с мясом, луковый кугл, клюквенный морс с маковыми коржиками.


Человек случайно разбил окно соседу. Исходя из положений Торы, что он должен сделать?
Ответ: в) Срочно вставить стекло или заплатить за ремонт. Без этого нет прощения.

Сказано в Торе: "Никакой крови не ешьте". Какая кровь имеется в виду?
Ответ: г) Кровь теплокровных видов, но не кровь, например, рыб.

Допустим, некий еврей по имени Рувим Файн (тезка Робина Гуда) обокрал миллионера Шацкиса и раздал деньги беднякам, причем, заметьте, вышел сухим из воды! Исходя из фундаментальных концепций иудаизма, ответьте – кто в конечном счете пострадал в наибольшей степени?
Ответ: в) Сам еврейский "Робин Гуд".

Как известно, О.Бендер собирал деньги с публики за посещение Провала у горы Машук. Нарушал ли он заповедь Торы?
Ответ: в) Безусловно, мошенник нарушает запрет на воровство.

Отелилась корова, которую герои повести Э.Успенского взяли в аренду. Спор шел на тему: кому принадлежит теленок? Укажите мнение Торы на этот счет.
Ответ
: б) Прав дядя Федор: раз они взяли в прокат только корову, то теленка надо вернуть.

Сосед, отношения с которым у нас несколько натянуты, вымыл лестничную клетку. Надо ли его поблагодарить?
Ответ: а) Обязательно, ибо лестницей пользуемся и мы тоже.

В романе "Мастер и Маргарита" есть такой эпизод: один из учеников приговоренного к казни проповедника решает, что лучше убить учителя до казни, но не дать тому страдать. Для этого ученик забегает в хлебную лавку, чтобы украсть там нож. Какая деталь эпизода является явной ошибкой Булгакова?
Ответ: в) Хлеб – ибо на Песах в еврейском Иерусалиме не торговали хлебом.

А теперь даю пример развернутого ответа - из тех, что рассылались участникам той Всеукраинской Еврейской Викторины.
Вопрос был про Рувима Файна, он же Робин Гуд.
Ответ:

Нами сознательно допущена в вопросе некоторая неточность, вернее, некорректность, ибо, как слышится непредвзятому человеку, любая степень, в том числе степень вины – понятие условное и субъективное. Конечно, от грабежа страдает все общество, не только ограбленный. Каждый теряет что-то в момент грабежа и кражи, потому что такие вещи, как грабеж и кража, – не что иное, как проявление несправедливости, а несправедливость не бывает частным делом: общество, болеющее этим заболеванием, как правило, не устраивает всех. Поэтому в убытке оказываются буквально все: и ограбленный, и грабитель, и остальные люди, ведь атмосфера насилия вряд ли способствует их хорошему самочувствию. И все же, в согласии с еврейским представлением о мире, больше всех страдает именно тот, кто нарушает заповедь, запрещающую воровство и грабежи. Остальные теряют миллионы или спокойствие – грабитель теряет часть души!
Если исходить из модели общественного договора, согласно которой положения морали устанавливаются обществом для собственных нужд, то воровство в первую очередь, несомненно, наносит ущерб всему обществу; вор же чувствует себя при этом очень даже хорошо (он украл, а его не поймали). Но если исходить из общей структуры иудаизма, воровать плохо прежде всего для самого вора, ибо естественные законы, данные Творцом всему человечеству, сформулированы как полезные сначала человеку, а через него – остальным людям. Ведь человек – это то, что он делает. Каждый из нас формирует самого себя своими действиями (мыслями и поступками). Вступая на путь воровства, личность обедняет себя больше, чем того, кто из-за нее лишился пусть даже очень дорогой вещи.
В вопросе фигурирует "еврейский Робин Гуд", но можно было бы оставить для примера самого швейцарца Робина – знаменитого, как принято считать, защитника бедняков и грозы богатеев, а по-нашему – бандита и грабителя. (Беднякам можно помочь тысячами других способов. А для обуздания алчности богатеев лучше пользоваться чем-то другим, но никак не ножом и луком, т.е., извините, не пулеметом и винтовкой.)
Давайте вспомним главные положения запрета на кражу, – чтобы никто из нас не сказал: "За кого вы меня принимаете? Я интеллигентный человек, и ваш запрет на воровство меня не касается!" Посмотрим, насколько такая позиция верна. Итак, основное правило: кража, воровство и грабеж запрещены в любом виде, даже если предмет кражи обладает минимальной ценностью.
Один из видов кражи – задержка в выплате зарплаты. Другой пример: работник, занятый производством пищи (например, повар), не может ею пользоваться без разрешения работодателя. (Однако человек, занятый на уборке урожая, может время от времени лакомиться плодами, которые проходят через его руки. Но без крайностей!)
Нельзя уклоняться от уплаты государственных пошлин и налогов.
Нельзя наносить ущерб имуществу или телу других людей. Если запрет нарушен, то нанесший ущерб должен его компенсировать за свой счет.
Безусловно запрещены: невыплата долгов по обязательству, небрежность при охране чужого имущества, любой вид обмана в торговле, даже случайный и самый незначительный.
Украденное надо вернуть владельцу во всех случаях.
Военные трофеи на справедливой войне (оборонительной, но не наступательной изначально) не считаются грабежом. Их не надо никому возвращать. Во всех остальных случаях трофеи считаются грабежом. (Это еще раз о Робин-Гуде, который, как известно, вел непримиримую войну с миром богатеев.)
Человеку запрещено не просто брать без спроса, но даже желать имущество своего ближнего. Другими словами, ему нельзя серьезно строить планы, как приобрести чужое имущество (если человек не собирается его ни продавать ему, ни дарить). Человек, страстно желающий приобрести чужие вещи, должен знать, что тем самым он уже вступил на путь воровства.

Кстати, вот на этой ветке сайта Толдот.ру в течение недели-двух (сБп) будет вывешена запись моего видео-урока "Запрет на воровство. Еврейское поведение 25", который был дан в прямом эфире из Иерусалима 19 окт. сего года.

Также следует указать, что при составлении вопросов и в нелегком процессе написания ответов участвовал своей редактурой Ефим Свирский, благодаря инициативе которого я и был привлечен к участию в Викторине.