Любить – навидеть – обижать

Вчера возникла дискуссия на тему любви ("...как самого себя") и на тему обиды ("никого не обижай"). Пост был коротким, а обсуждение длинным, хотя и односторонним.

Проблема возникла, как я понял, из-за необходимости дать определение термину "нанести обиду".

Возник ряд возражений. 

Первое. Если есть правило (в данном случае: "Того, что тебе неприятно, не делай другим"), то у него должны быть исключения. – С обычными правилами так и происходит. Но посмотрите, в каком контексте оно дано Торой. В трактате "Кидушин" оно приведено от имени мудреца Илеля, который сказал, что в этом вся суть Торы. А раз у Торы нет исключений (т.е. ничего такого, что ей – всей, целиком – принципиально противоречит и в то же время является истиной), то и у этого правила нет исключений. Оно тотально!

Отсюда моментально появляется следующее возражение. – Но тогда как воспитывать детей? Как дать отпор агрессору и всякому, кто на тебя "наезжает"? Ответ: как хочешь, так и давай – но только не обижай.

Что в данном контексте считается обидой? Любая боль морального характера, которую испытывает человек, подвергшийся атаке другого человека. Т.е. боль может быть и физической – но физическая боль не всегда сопряжена с обидой. Обида – это когда с тобой несправедливо обошлись плохо. Кто определяет это плохо? Я, жертва вашей атаки, и определяю.

На это нам говорят: в таком случае в любом общении нельзя раскрыть рот – ибо мало ли какую обиду высмотрит себе в твоих словах твой собеседник! – Да, это верное замечание, именно так: бойся раскрыть рот – если не уверен, обидится ли твой ближний на твои слова или нет.

Но ведь есть случаи, когда волей-неволей придется задеть честь и достоинство другого человека! Без этого нет производства, учебного процесса, суда наконец.

Ответ: если ситуация вынуждена (судебная разборка, наказание по той же Торе и пр.), то это не считается обижанием человека. Т.е. он зря обижается[1]. Например, смерть приговоренного к смерти преступника – наказание, но не нанесение обиды[2].

Итак, подать в суд на человека – не значит его обидеть. Отстоять свою честь – не значит обидеть оскорбителя. Но если на судебном заседании мы его оскорбляем и поносим перед судьями и зрителями – это называется нарушить запрет на нанесение обиды. И если мы оскорбляем оскорбителя и наносим ответный ущерб его чести – это тоже нарушение того же запрета.

Есть простое правило, позволяющее установить, когда мы обижаем другого, а когда, с точки зрения закона, не обижаем (даже если он обижается). Если мы не можем поступить иначе – это не обида[3]. Здесь под словами "не можем не поступить" имеется в виду не наше умение чуть что орать, как противовоздушная сирена. Не можем поступить по-другому – означает, что мы со всей любовью к этому человеку вынуждены совершить некоторые действия. Примеры: врач, делающий пациенту больно, подача иска в суд или (иногда) вызов полиции.

Личных примеров каждый может привести массу. Помню, в первые дни своего приезда в Израиль увидел я на улице бегущего сквозь толпу безумного человека. Он явно куда-то опаздывал, толкал людей, несся, не разбирая дороги. Мне это показалось полным безобразием. И поскольку он пробегал мимо меня, я, как советский человек, решил "навести порядок". Подставил ему свой бок – и он, как в хоккее о бортик, мягко "шмякнулся" об стенку дома. И тут же беспамятно выкрикнул: жена рожает! Сотовых телефонов тогда не было – он бежал к уличному телефону-автомату. И я, как примерный советский человек, понесся перед ним, распихивая толпу и крича что есть силы на трех языках: дорогу, жена рожает!

Теперь скажите: он обижал людей? Мне кажется, нет. Т.е. скажи нам заранее – что сейчас нас толкнут – ибо нет времени просить уступить дорогу, поскольку у нас срочные роды, – и мы согласимся – ну да, давайте, толкайте потихоньку, чем мы вам можем еще помочь?

Итак, обида, это когда мне больно от ваших слов – ибо я бы на вашем месте так не говорил в свой адрес. Скажите то же самое чуть спокойней, выдержанней, с любовью.

О, это самое главное! С любовью.

Упрек, высказанный с любовью, как правило, за обиду не будет принят.

Нам возражают: это очень "неконкретное" определение обиды. Нельзя ли уточнить? – Можно. Как правило, один обижает другого, когда "опускает" его, ставит его ниже себя, позорит (даже не говоря позорных слов). Не замечать людей, поступая себя с ними так, будто они нули, будто их нет (еще говорят – "идти по их головам") – это тоже обида. Этим свойством обладают неразборчивые карьеристы, маленькие или большие политики, многие начальники (далеко не все, конечно) и др. категории населения нашей планеты.

Поэтому, когда со мной вступают в резкий спор в ЖЖ – есть очень простой способ определить, не нарушается ли тут запрет на обиду. Вот он: сейчас я отвечу оппоненту, но сначала прикину – не хочу ли я его обидеть (пусть даже защищаясь) – и если хочу (а это установить нетрудно) – то тут же уберу руки с клавиш.

Кстати, о диалогах в интернете. Бродят по его просторам толпы людей и высматривают, где кого можно задеть, покритиковать, выдать "правду-матку", не взирая на лица. Ведь правда, какая бы она ни была горькой, намного важнее любви, не правда ли? "Платон, ты мне друг, но громко сказать тебе, какой ты редиска, важнее".

Многие в таком поведение видят чуть ли ни смысл своей жизни. А ведь здесь проявляется нелюбовь к людям.

Пример (сочиненный мною): человек спрашивает в университетской аудитории: кто на какие лекции ходит? (Пока ничего страшного.) И от себя добавляет, что на такие-то лекции и консультации (приводит имена преподов) он давно не ходит, ибо там скучно, а просто "отбывать присутствие"  ему надоело. Смотрите, как только он назвал имя конкретного учителя – он (кроме нарушения запрета "на плохую речь") тут же посеял рознь и вражду между людьми (или евреями, если вас нравится такая формулировка, мне в данном случае все равно). Участвовать в затеянном им разговоре категорически запрещено! Он обижает людей (а уж если заявляет о себе как о человеке соблюдающем, то это тем более странно).

Но тогда как выяснит истину в споре? Как показать человеку, что он не прав? – Ответ: а так и показывайте – как умеете, если не терпится, – но только без обиды, без нанесения ему даже малейшего урона. И если без урона не можем – то молчим в ситцевую тряпочку! (Ничего так совет? Мне нравится.)



[1] "Злые люди доброй киске не дают украсть сосиски". (Б.Заходер)

[2] Больше того, наказание по Торе считается искуплением прегрешения, а поэтому это помощь, благое деяние, даже если преступник таковым приговор не считает. Но об этом в коротком посте не расскажешь. Так или иначе, не следует в частной жизни брать на себя функции судьи Торы, исполнителя ее приговоров.

[3] На эту примерно тему у меня был в свое время отдельный пост. Назывался "Обидная практика".

{fcomment}