Знали ли Вы?

Ключи от города Нью Йорк были вручены мудрецу Торы

Примерно в 1930 году, когда в Нью-Йорк приехал большой мудрец Торы и известный праведник, глава прославленной Каменецкой ешивы, рав Борух Бер Лейбович, множество жителей Нью-Йорка, в том числе и неевреев, вышло его встретить. А Мэр Нью-Йорка, Джимми Уокер, настолько растрогался визитом праведника, что решил вручить ему ключи от города. При этом Джимми Уокер сказал: «Рабби Лейбович опровергает дарвиновскую теорию эволюции. Такого святого человека мог создать только Б-г…».

 

ТАЛМУД – ИСТОЧНИК РУССКИХ СЛОВ

Есть различные слова, относительно которых многие убеждены, что они чисто русские, но знатоки Торы знают, что их источник – Талмуд. Так, слово «баня» (в том же значении, как и на русском) мы находим 15 раз в Талмуде. А древне русское слово «амбар» мы встречаем дважды в Талмуде (также в том же значении, как и на русском).

Геры приносят много святости

Великий комментатор Торы Ор аХаим утверждает, что почти все самые видные

представители нашего народа были либо сами герами (прозелитами), либо их

потомками. По его утверждению, причина этого заключается в том, что серди народов

мира есть очень святые души, которые, когда приходят в наш народ (путем гиюра),

приносят с собой много святости.

Знай, как критиковать!

Еврейские мудрецы утверждают, что конструктивная критика – это большое искусство,

которым владеют единицы. В различных местах в святых книгах приводятся чудесные

советы, каким образом следует правильно «критиковать» ближнего, так, чтобы он

прислушался к этой критике и она была ему полезна. Подробнее об этом читайте в

статье «Правильная критика».

Евреи задают самые тяжелые вопросы на Талмуд

Еврейские мудрецы никогда не опасались задавать на Талмуд и на слова древних мудрецов самые тяжелые вопросы, и даже те, на которые не нашли ответа. Так, в 1982 в Бней Браке была издана книга под названием «Кушьот ацумот» («Огромные вопросы»), в которой собраны все самый тяжелые вопросы великого талмудиста рабби Акива Эйгера, на которые он не нашел ответа. Эта книга включает в себя 1401 вопрос!

Все науки - в Торе

Виленский Гаон сказал, что все науки находятся в Торе и необходимы для ее полноценного понимания. Его ученик рав Исраэль из Шклова в предисловии к книге «Пеат аШульхан» пишет, что у Виленского Гаона были чудесные познания в алгебре и геометрии, музыке и грамматике и во всех других науках, которые были известны в то время. Как мы уже писали, сам Виленский Гаон написал чудесную книгу по геометрии «Аиль мешулаш».

Всё, что Гаон написал, - до 40 лет

Рав Хаим из Воложина пишет, что все книги, которые написал Виленский Гаон, были написаны им до возраста 40 лет. После 40 лет Гаон получил с Небес такое непрекращающееся изобилие познаний Торы, что не был в состоянии записывать их.

Грешники! Не отчаивайтесь!

Виленский Гаон пишет, что есть такие люди, у которых изначально сильный йецер ара (их дурное начало), но они постоянно с ним воюют и прилагают большие усилия, чтобы не грешить. Таким людям Творец дает за их старания большую награду, и даже если они иногда оступаются и грешат, не дай Б-г, Всевышний судит его со снисхождением.

Женщины не участвовали «грехе разведчиков»

Женщины не принимали участие в так называемом «грехе разведчиков». По этой причине они не были наказаны смертью в пустыне. Мидраш выводит это из слов Торы: «И не осталось из них ни единого мужа (при входе в Землю Израиля), кроме Калева бен-Йефунэ и Йеошуа бин-Нуна». Из слов «ни единого мужа» следует, что при входе в Землю Израиля не осталось только мужчин (из тех, кому было больше 20-ти лет во время греха разведчиков), женщины же остались. Подробнее об этом читайте тут.

Почему пчелы строят соты шестиугольной формы?

Как известно, пчелы строят соты правильной шестиугольной формы. Почему пчелами была выбрана именно эта форма? Дело в том, что шестиугольник – самая оптимальная геометрическая форма для максимально полезного использования единицы площади. Шестиугольник близок к кругу – идеальной естественной фигуре, но у него есть преимущество: вплотную примыкая друг к другу, шестиугольники позволяют использовать всю полезную площадь сот, максимально заполняя ее медом. Совсем не так было бы, если бы ячейки имели круглую форму, – между ними неизбежно оставалось бы много пространства, которое невозможно использовать. 
Однако все же стоит понять, для чего пчеле настолько экономить площадь, ведь, на первый взгляд, никакую пользу это экономия ей не приносит? 
Пишет рав Йосеф Эльбо (1380-1444), что причина этого заключается в том, что Творец – создатель пчелы - полноценный. У полноценного создателя, все создания полноценные.

Сотни заповедей за несколько минут

Виленский Гаон, опираясь на Иерусалимский Талмуд, пишет, что каждое слово Торы, которое человек изучает, является отдельной заповедью, каждая из которых ценней всех заповедей вместе взятых. Выходит, что, изучая, к примеру, один лист Талмуда, человек может выполнить сотни заповедей.

Знаешь мало - сообщи

В Иерусалимском Талмуде сказано, что, если человек знает только один трактат, а окружающие ошибочно считают, что он знает два, и оказывают ему почет больший, чем полагается, он должен сообщить окружающим, что знает только один трактат.

Невозможно обеднеть из-за цдаки

Рамбам (Законы подаяния бедным, 10, 2) пишет, что невозможно, чтобы человек обеднел из-за цдаки (помощи бедным), которую он дает.

Кто пытался создать голема, когда был ребенком?

Голем - это человек, созданный в соответствии с указаниями книги «Йецира». Он выглядит только внешне как человек, однако у него нет души. Книга «Йецира» написана тяжелым языком и, если так можно сказать, «закодирована». Многие вещи, сказанные в ней, понятны лишь единицам.

Интересно, что Рав Хаим из Воложина в предисловии к комментарию Виленского Гаона на «Сифра дэ-Цниута» сообщает, что Виленский Гаон досконально знал эту книгу. Рав Хаим пишет, что спросил у Виленского Гаона: «Если Вы так чудесно знаете эту книгу, Вы же можете создать с её помощью голема?». На что Виленский Гаон ответил, что он, действительно, как-то начал создавать голема, но с Небес ему не дали закончить, поскольку он в то время был очень молод. На вопрос, сколько лет ему тогда было, Виленский Гаон ответил, что был моложе возраста бар мицвы (13-и лет).

Скромность, которая принесла славу

Рав Исраэль Меир Коен написал чудесную основополагающую книгу, посвященную запрету злословия. В ней он подробно и досконально рассматривает законы правильной речи. Свою книгу рав Исраэль Меир назвал «Хафец Хаим» («Желающий жизни») по словам стиха из книги Теилим: «Кто человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро? Стереги язык свой от зла и уста свои – от лживых слов!» Будучи предельно скромным человеком, рав Исраэль Меир не желал получить от этой книги какую-то славу, поэтому он опубликовал ее анонимно. Книга понравилась всем евреям, которым хоть в какой-то мере дорого слово Творца, и вскоре она прославилась. Когда стала известна ее автора, его стали называть по имени его книги – «Хафец Хаим». Выходит, что именно скромность этого великого раввина прославила его в наибольшей мере.

Дом без Торы сгорает

Сказали мудрецы (Санедрин 92а): «Дом, в котором не слышны слова Торы ночью, пламя пожирает». Причина этому — любая материя, по сути и природе своей, подлежит в конце концов разложению. Как мы видим, каждая материальная структура в этом мире, в конечном счете, разлагается. Единственный «способ» избежать разложения — связать материальное с духовным. Поэтому, несмотря на то, что у изучения Торы в синагоге или в Бейт Мидраше есть особая ценность, стоит каждый вечер учить хоть немного Торы именно дома.

У женской красоты есть ценность

Виленский Гаон пишет, что, если женщина праведна, то у ее внешней красоты есть большая ценность, и поэтому Тора упоминает о красоте таких праведных женщин, как Сара, Ривка и Рахель. Подробнее об этом читайте в статье «Как относиться к женской красоте?»

У Всевышнего нет имени

У Всевышнего нет так называемого «Собственного» имени, потому что имя — это определение, выражение сущности, а сущность Б-га мы понять не можем. Все Его имена – по деяниям Его, по тому, как Он проявляется нам в Его делах и поступках. И так приведено в мидраше от имени Творца: «По деяниям Моим называюсь Я… Когда сужу Свои творения, Я называюсь Б-г, когда иду войной против преступающих, называюсь Господом Воинств, а когда взыскиваю за грехи человека, называюсь Б-гом Всемогущим, а когда милую Мой мир, Я называюсь Адой-ной».

Что сказал рав Штейнман про особенность нашего поколения?

Рав Давид Абухацира послал одному из наиболее выдающихся раввинов нашего поколения раву Аарону Лейбу Штейнману письмо со следующим вопросом: «В каждом поколении есть свои особенные испытания. Какое испытание, особенное для нашего поколения?»

На что рав Штейнман ответил: «Сильная вера в Г-спода. И чтобы не полагаться ни на кого другого».Что сказал рав Штейнман про особенность нашего поколения?

Джонатан Поллард за время тюремного заключения стал религиозным евреев

Джонатан Поллард — американский еврей, осуждённый в США за шпионаж в пользу Израиля, – просидел в американской тюрьме почти 30 лет. За это время он стал религиозным евреем. Он сказал о себе: «Годы тюрьмы помогли мне видеть руку Творца».

Нет плохих качеств

Нет плохих качеств и побуждений как таковых. Все качества и духовные силы, которыми одарил Г-сподь человека, имеют свое применение. Качества являются дурными, когда человек пользуется ими в неправильных местах и в неподобающей мере.

Не хвали ближнего!

Бывает, что человек прославляет другого, а это считается злословием.

Талмуд приводит пример: некий человек побывал в гостеприимном доме, где ему был оказан радушный прием. На следующий день он начинает искренне, с восхищением и благодарностью рассказывать другим людям о чудесном, гостеприимном доме.  Эта информация сослужит плохую службу хозяину – у него не будет отбоя от гостей, ведь теперь многие заходят отведать его гостеприимства. Об этом сказал царь Шломо (Мишлей, 27:14): «Если кто благословляет ближнего своего громким голосом рано поутру – (как) проклятье зачтется ему».

Преимущество учения в зрелом возрасте

Раби Акива – автор мидраша «Буквы раби Акивы», в котором он объясняет глубинное значение каждой буквы и ее написания. Известно, что раби Акива до 40 лет был безграмотным пастухом. Изучение еврейского алфавита он начал в возрасте 40 лет, который считается «возрастом понимания». Мидраш «Авот дераби Натан» рассказывает, каким образом изучал раби Акива алфавит: после того, как его учитель обучил его какой-либо букве, он задумывался: почему эта буква написана таким образом?

Не сообщай о беде!

Из слов Талмуда в трактате Псахим следует, что человеку необходимо остерегаться, чтобы не быть вестником беды или несчастья. И если спрашивают у него об этом, ему следует так построить предложение, чтобы слушатели смогли понять о происшедшей беде, но не сказать им об этом явно.

Слова – свидетели души

Наши мудрецы утверждают, что слова, которые человек выбирает, свидетельствуют о чистоте его души. В Талмуде приводится история о коэне, который сравнил размер своей порции от жертвоприношения с хвостом ящерицы. Такое сравнение не понравилось мудрецам – они проверили его родословную и обнаружили, что он непригоден быть коэном.  

Накорми животного

Согласно Торе, запрещено еврею кушать трапезу до тех пор, пока он не накормит своего животного. Подробнее об этом законе читайте тут.

Тора и опрятность

Иудаизм придает немалое значение гигиене и чистоте человека. Рамбан (Ваикра 19, 2) пишет, что чистота и опрятность являются частью заповеди «будьте святыми». И так трактовали наши мудрецы стих «Освятите себя, и будьте святы, ибо свят Я»: «освятите себя – это омовение рук до трапезы, и будьте святы – это омовение рук после трапезы, ибо свят Я – это благоухающее масло (которым мазали руки после трапезы)». Мудрец Торы должен обращать на чистоту одежды особенное внимание. Сказано в Талмуде (Шаббат, 114 а), что мудрецу Торы, который ходит с запачканными одеждами, полагается смерть в руках Небес, поскольку тем самым он позорит Тору.

Свинья и кролик

Из комментария Виленского Гаона на трактат Укцин следует, что признаки кошерности животных (разделение копыт и жевание жвачки) показывают также и о пригодности животного к пище в целом. Поэтому из всех некошерных животных неевреи обычно едят только кроликов, зайцев и свиней – животных, у которых есть один признак кошерности.

Отчаяние - это не по-еврейски

В Талмуде сказано, что у раби Акивы было двадцать четыре тысячи учеников, и все они умерли в период между праздником Песах и праздником Шавуот; несмотря на это, раби Акива не отчаялся, он взял пять новых учеников и стал преподавать им Тору. Эти ученики весьма преуспели в изучении Торы и вскоре стали самыми видными знатоками Торы. Талмуд говорит, что благодаря этим ученикам Тора не была забыта. Откуда взял раби Акива силы, видя, как все его неимоверное старание, казалось бы, пропало, не отчаяться и не оставить своё поприще педагога? Ответ на этот вопрос вы сможете получить в статье “И вечером не давай отдыха руке своей…”.

Добавьте заголовок...

Виленский Гаон пишет, что из того, что Тора прославляет праведных женщин за их красоту, мы учим, что женская красота – важноя достоинство. А слова царя Соломона в книге Мишлей (31, 30) «Обманчива прелесть и суетна красота: жена, боящаяся Г-спода, будет прославлена» он комментирует следующим образом: «женская красота не является достоинством в том случае, если у женщины нет страха пред Небесами, однако если красивая женщина богобоязненна, то её красота — одно из достоинств, прославляющих её». Подробнее об отношении Торы к женской красоте читайте тут.

Свинья станет кошерной

В мидраше (Ваикра Рабба 13) сказано, что в будущем свинья станет кошерным животным. Объяснения слов этого мидраша приводятся в статье «Станет ли свинья кошерной?»

Единогласное решение – необдуманное решение

Согласно Талмуду ( Санедрин, 17 а), если все члены Санедрина (высшего еврейского суда) с самого начала обсуждения единогласно решили, что подсудимому полагается смертная казнь, его освобождают от этого наказания. Талмуд объясняет смысл данного закона следующим образом: поскольку все члены Санедрина придерживаются одного мнения, у них нет реальной возможности серьезно обдумать это решение, ведь он не осознают причину для альтернативного решения.

«Всё – в заслугу моей жены»

Раби Акива 40 лет служил у богача Калба Савуа и не только не изучал Тору, но и не умел читать. В то время он даже ненавидел знатоков Торы. Но когда Акива полюбил Рахель, дочь своего хозяина, та поставила условие: они смогут пожениться только в том случае, если он сам станет учить Тору. Раби Акива согласился на ее условие. Он начал с изучения алфавита. 24 года он не прерывал учебы ни на один день и стал в конце концов одним из самых величайших знатоков Торы, которые когда-либо были. Он подарил своей жене золотое украшение в форме Иерусалима и сказал своим ученикам: «Вся Тора, которая у меня есть, - принадлежит моей жене».

Красиво изданная книга

Когда рабби Акива Эйгер услышал, что его сын намеривается издать его ответы отдельной книгой, он обратился к нему с просьбой обратить внимание и приложить старание, чтобы книга была напечатана самым красивым образом, какой только может быть. Он утверждает, что, читая красиво изданную книгу, человек воспринимает написанное в ней в гораздо лучшей форме, нежели читая некрасиво изданную книгу.

Евреи в прошлом были незаурядными певцами

Тиферет Исраель (Эрхин 4, 1), опираясь на слова Тосфот, пишет, что в древние времена, когда все евреи учили мишнает наизусть, у каждой мишны была своя мелодия, поскольку таким образом слова мишны запоминаются гораздо лучше. Более того, он пишет, что мишнает написаны таким образом и в такой форме, чтобы их было легко петь. Поскольку изучение Устной Торы и повторение ее слов забирало немало времени, выходит, что большую часть дня евреи проводили в пении. И так сказал рабби Акива в трактате Санедрин (99 б): «Пой весь день, пой весь день».Евреи в прошлом были незаурядными певцами

Дарите подарки жене и дочерям!

Рамбам, опираясь на слова Талмуда, пишет, что каждый женатый еврей обязан купить к празднику своей жене и дочерям красивую одежду или украшения, чтобы их порадовать. Сколько денег следует затратить на эти покупки? Пишет Рамбам, что это зависит от материального состояния человека. И это заповедь из Торы!

Рассказывают, что в начале прошлого века, когда великие раввины Иерусалима видели, что какой-то еврей купил себе дорогой этрог, они относились к этому отрицательно. Поскольку материальное положение у жителей Иерусалима в то время было весьма тяжелое, раввины опасались, что эта дорогая покупка за счёт покупки новой одежды или украшений для жены и дочерей. «Ты уже купил новую одежду своей жене?», - спрашивали они такого человека.

Подробнее об этом читайте «Радость в праздники».

Рамбам - врач

Рамбам предавал большое значение заботе о здоровье и здоровому образу жизни. В своей знаменитой книге «Мишне Тора» он пишет: «Поскольку поддержание тела здоровым - одна из составляющих служения Творцу, так как невозможно понимать и познавать, будучи больным, должен человек отдалять себя от вещей, вредных для тела, и приучать себя к вещам, полезным и восстанавливающим здоровье». Как известно, сам Рамбам был врачом во дворце египетского царя. Он написал немало трудов, посвященных медицине и здоровом образу жизни. Недавно некоторые из них были переведены с арабского языка на иврит и изданы издательством «Мосад рав Кук».

Талмуд знал секрет Плеяды

В созвездии «Кима» («Плеяды»), отстоящем от земли на четыреста двадцать световых лет, невооруженным глазом можно различить шесть звезд. Благодаря новой технике, астрономы сейчас различают в созвездии Кима более сотни звезд. Однако Талмуд знал этот «секрет» уже более полутора тысяч лет назад, когда еще не было оптических устройств, позволяющих наблюдать небо. В трактате Брахот (58 б) сказано: «Что такое Кима? Сказал Шмуэль: [Это] Кемеа (“примерно, сто”) звёзд». (По материалам книги Замира Коена «Тора и наука»)

Удивительная точность Торы

В Торе 304805 букв (или приблизительно 79000 слов). Если мы соберем самые старые Свитки Торы и сравним их между собой, то сможем узнать, существуют ли какие-либо искажения текста, и если — да, то каково их количество.

На самом же деле, в результате всевозможных несчастий, переселений и гонений лишь Йеменские Свитки Торы отличаются от остальных Свитков. В течение веков Йеменская община не была частью всемирной системы проверок, и их Свитки насчитывают девять неправильно переписанных букв.

Эти ошибки носят исключительно орфографический характер. Они никоим образом не влияют на значения слов. Принимая во внимание тысячелетия существования Торы, подобный результат можно назвать впечатляющим.

Сравним эти результаты с Новым Заветом. Ученые сообщают, что в сохранившихся манускриптах Нового Завета существует около 200000 вариантов, представляющих собой 400 разночтений, которые меняют смысл того или иного отрывка.

Подробнее об этом читайте тут.

Тора не на Небесах

Вместе с Торой Творец передал правила, к какому мнению следует прислушиваться, если возникнут разногласия в ее интерпретации. И, даже если выйдет голос с Небес, который скажет, что следует прислушиваться к определенному мнению, что будет идти в разрез с этими правилами, мы должны следовать им и не прислушиваться к голосу с Небес. Об этом сказано в Торе (Дварим, 30, 12): «Не на Небесах она», т.е. с тех пор, как Тора была дана, мы должны следовать правилам, сказанным в ней, а не голосу с Небес.

Так, в трактате Бава Мециа (59 б) рассказывается, что, когда был спор между мудрецами и рабби Элиезером относительно ритуальной чистоты определенной печки, встал рабби Элиезер и сказал: «Если я прав, пусть докажут это с Небес». Вышел голос с Небес и сказал: «Что вы хотите от рабби Элиезера? Постановление закона всегда в соответствии со его мнением!» Несмотря на это, закон постановили в соответствии с мнением мудрецов, поскольку они были большинство, а в Торе сказано (Шмот, 23, 2), что следует придерживаться мнения большинства.

В чем секрет долгожительства Шимона Переса?

Шимон Перес — старейший израильский политик и государственный деятель, чья политическая карьера длилась более 70 лет. Со 2 января 2013 года до конца президентского срока являлся старейшим действующим руководителем государства на планете. 2-го августа ему исполнится 93 года. В чем же секрет его долгожительства? Сам Перес открыл этот секрет: когда ему было 4 года, его родители взяли его в город Радин, где был знаменитый праведник Хафец Хаим. Хафец Хаим благословил его долгожительством.

Казнить нельзя помиловать

Известно, что в Торе нет знаков препинания. Как же мы можем знать, что написано в Торе: «казнить нельзя, помиловать» или «казнить, нельзя помиловать»? Сказано в книге Нехемьи (8, 8): «И читали они книгу Торы Б-жьей внятно и с толкованием читаемого». Талмуд в трактате Мегила (3 а) поясняет, что «с толкованием читаемого» – это со знаками кантилляции. Функция знаков кантилляции сходна с функцией знаков препинания, с помощью которых при чтении текста возникают паузы, задержки, остановки, восклицания и вопросы. Непосвященный слушатель слушает текст Торы и слышит мелодию, а на самом деле эти мелодии толкуют читаемое. Знаки кантилляции – таамей а-Микра – это и смысл, и вкус Торы, они разъясняют смыслы текста Торы и украшают его. В языках народов мира 6-7 знаков препинания, знаков кантилляции – 22. И все они были получены Моше на Синае одновременно с получением текста Торы и с его разделением на слова

Почему встают, когда провозглашают: «Кватер!»?

Есть заповедь почитать людей, выполняющих заповеди и вставать перед ними (Иерусалимский Талмуд, Бикурим). Бартенура пишет, что поэтому необходимо, к примеру, встать перед провожающими умершего в последний путь или перед тем, кто несёт ребёнка на брит. Видимо, поэтому встают, когда провозглашают: "Кватер!".

Почему сократилась жизнь людей в поколениях после потопа?

Из Торы мы видим, что люди в первых поколениях жили многие сотни лет, а после потопа жизнь весьма сократилась. Рамбан (Берешит 5, 4) объясняет, что жизнь сократилась по причине того, что с того времени испортилась атмосфера.

Еврейские мудрецы знали точное время, которое проходит между одним новолунием и другим

Еврейские мудрецы, которые жили около двух тысяч лет назад, знали точное время, которое проходит между одним новолунием и другим. В трактате Рош а-Шана (25 а) говорится: «Сказал им Раббан Гамлиэль: такова была традиция в доме отца моего отца: не может произойти обновление Луны за срок, меньший, чем 29 дней, 12 часов и 793 части». Это число, к которому учёные с помощью новейших технологий пришли только в наши дни. Точность — до долей секунды!

Чудесные силы

Рав Шах на склоне своих дней, подходя уже к девяностолетнему возрасту, успел столько, сколько бы не смог успеть ни один молодой человек: выстроил заново мир Торы, инициировал и выпустил в свет новую газету, предназначенную для бней Тора – «Ятед нееман», заложил идейные основы и создал новую организацию, объединяющую бней Тора – «дегель а-Тора» («знамя Торы»). При всем этот, будучи занятым руководством еврейским народом, он в то же время был весь погружен в Тору, посвящая большую часть дня своим ученикам. Давал ежедневные уроки, итоговые уроки и вел беседы по мусару (учению о нравственности и душевных качествах); при этом на протяжении дней подготовки к обобщающему уроку он был весь сконцентрирован на соответствующей теме, и было почти невозможно говорить с ним в это время о чем-то другом.

Чудесное средство аннулировать желания других

Рав Хаим Воложинер открывает в книге «Нефеш Хаим» чудесное средство, как человек может отменить желания других, направленные против него. Для этого ему следует твёрдо сказать в своём сердце: «Всевышний — Б-г истинный, и нет, кроме Него, Благословенного, никакой силы в мире и во всех мирах…» и совершенно перестанет обращать внимание на какие-либо силы и желания в мире, направив свои мысли только к Единственному Господину, благословен Он, и тогда также и Он аннулирует все силы и желания, чтобы не смогли совершенно повлиять на человека»

В каком возрасте Виленский Гаон начал изучение каббалы?

Виленский Гаон начал изучение каббалы в возрасте 9 лет, и ещё до бар мицвы он досконально знал книгу Йецира. Полагаясь на сказанное в этой книге, он начал создавать голем (голем - человек, которого возможно создать с помощью святых имён), однако ему не дали с Небес закончить создание голема, по причине его молодости.

В день, когда делают обрезание, кровь свертывается лучше всего

Согласно результатам исследования, опубликованного в Нью-Йорке в 1953 году, до восьмого дня жизни в крови младенца недостаточно элементов свертывания крови, после 8-го дня уровень этих элементов такой же, как у взрослого человека (100%), а в самый 8-ой день происходит скачок до уровня 110%. Владыка мира постановил делать обрезание на восьмой день и к этому моменту установил у младенцев уровень свертываемости крови, нужный для безопасного исполнения Его повеления.

Раввин - гениальный математик

Рабби Йонатат Айбешиц жил примерно 300 лет назад и был раввином французского города Мац. В те дни местный епископ решил изгнать всех евреев города Маца. На умоления Рабби Йонатан аннулировать это решение, епископ сказал: «если ты сможешь написать за один час «народ Израиль жив» («עם ישראל חי») столько раз, в соответствии с количеством евреев, живущих в нашем городе евреев, я аннулирую это решение. Спустя меньше чем час рабби Йонатан вернулся к епископу с маленьким пергаментом, на котором был таблица из множества букв, составляющих эти слова. «Вот сказал», сказал рабби Йонатан: «тут написано 45.760 раз эти слова. В этой таблице есть 45.760 сочетаний этих слов».

Наши мудрецы знали испокон веков, что Земля имеет форму шара

То, что Земля имеет форму шара, наши мудрецы знали испокон веков (Вавилонский Талмуд, трактат Авода Зара, 41 а, Иерусалимский Талмуд, трактат Авода Зара, 3 а, Мидраш «Бэмидбар Раба», 13, 14). Все мудрецы, в том числе и те, кто жил задолго до открытия Америки, называют Землю Земным Шаром. А в книге Йов (26, 7) написано, что Земной Шар не держится ни на чем и висит в пространстве. А в книге Зоар (Ваикра 10 а), которая была записана около двух тысяч лет назад, приводятся также дополнительные сведения о Земном шаре, которые не могли быть доступны исследованию в те времена.

Виленский Гаон спал всего 2 часа в сутки

Виленский Гаон спал всего 2 часа в сутки. Эти два часа он разделял на 4 части. Тем самым, каждый раз он спал не более полчаса.

Почему раввин из Бней Брака знает секрет кока колы?

По утверждению компании «Кока Кола», есть всего лишь три человека, которые знают точный состав компонентов их знаменитого напитка. Один из них –глава раввинского суда в Бней Браке рав Ланда. Компания вынуждена была открыть ему секрет напитка, чтобы получить сертификат эхшера на свою продукцию.

Запрещено о себе плохо думать

Наши мудрецы сказали (Пиркей Авот 2, 13), что запрещено человеку считать себя грешником. Рамбам комментирует слова мудрецов следующим образом: «Если человек будет считать себя ничтожным, в его проступок не будет выглядить чем-то серьёзным в его глазах». А Рабейну Йона пишет, что тому, кто считает себя абсолютным грешником будет тяжело сделать тшуву.дет речь? Чем это интересно? Добавьте описание, чтобы привлечь внимание аудитории...

Святые буквы

Приводит Мишна Брура (300): во время того, когда поднимали свиток Торы в синагоге, Аризаль хорошо вглядывался в буквы. Он сказал, что тот, кто будет хорошо вглядываться в буквы свитка Торы и увидит их так явно, что сможет их прочитать, получит посредством этого большое озарение с Небес.

Рамхаль писал свои книги с невероятной скоростью

Рамхаль (Раби Моше Хаим Луцато) прожил всего 39 лет. За эти годы он успел написать почти 100 книг. Многие из этих книг стали одними из самых известных и фундаментальных трудов по каббале, этике и еврейскому мировоззрению. Ученик Рамхаля пишет, что видел, как его учитель писал одну из книг. «Со скоростью, с которой учитель писал, никто не может сравниться. Он заполнял страницу строчками буквально за считанные минуты», пишет его ученик.

Сколько человек принимало участие в похоронах рава Овадь Йосефа?

По словам СМИ, на похоронах рава Овадьи Йосефа было около 800.000 человек. Вполне возможно, что таких больших похорон в земле Израиля не было со времён разрушения Храма.

Запрещено открывать секрет

Талмуд учит из стихов Торы, что, если еврей открыл своему товарищу какой-о секрет и не сказал, что разрешает рассказывать ее другим, это запрещено делать. И так постанавливает Хафец Хаим ("Хафец Хаим", Законы злословия, 8).

Как уберечься от опасностей в дороге?

В книге «Шевет Мусар» написано, что, если человек собирается в далекую дорогу, ему стоит взять с собой монету с целью передать её в цдаку в том месте, куда он едет. Таким образом он будет «шлиах мицва» – посланником заповеди (человек, который делает какое-либо действие во имя выполнения заповеди), – а «шлихей мицва» не терпят ущерба, как сказано в Талмуде (Псахим, 8 а).

Посредством музыки возможно оживлять людей

Рав Исраэль Мишклов пишет (в предисловии к книге Пеат а-Шулхан), что Виленский Гаон придавал очень большое значение музыке. Он говорил, что «большинство знаков кантилляции, и тайн песнопений левитов, и тайн Тикуней Зоар невозможно понять без знания музыки. И музыка может привести людей к смерти — от тоски из-за её совершенства, а можно с её помощью оживлять мёртвых, используя её тайны, скрыто изложенные в Торе».

Возможно ли своровать слова?

В трактате Брахот (6 б) сказано, что тот, кто не отвечает на приветствие его товарища, считается в определенном аспекте грабителем (ведь он получил приветствие от ближнего и не вернул ему его).

Женские зеркала в Храме

Киёр - сосуд для омовения рук и ног, который стоял в Храме – был сделан из зеркал, которые пожертвовали еврейские женщины. И так пишет Раши: «У дочерей Исраэля были (медные) зеркала, в которые они смотрели, когда украшали себя. И даже это они не колеблясь принесли в доброхотный дар для скинии. Моше они (эти медные зеркала) внушали отвращение тем, что изготовлены они в угоду дурному побуждению, (и он не хотел их брать). Сказал ему Святой, благословен Он: "Возьми! Ибо они Мне милее, чем все другие (приношения), ведь с их помощью женщины произвели в Египте многие воинства". — Когда их мужья изнывали от тяжких подневольных работ, они шли и приносили им еду и питье, и давали им поесть. И брали они зеркала, и каждая смотрела в зеркало на себя вместе со своим мужем, и говорила при этом с нежностью: "Я миловиднее тебя". Тем самым они внушали своим мужьям вожделение».

Почему евреи качаются?

Обращали ли Вы внимание на то, что зачастую евреи, когда изучают Тору раскачиваются? Почему?

В Книге Зоар (Бэмидбар 218, б — 219, а) рассказывается, что этот вопрос раби Аба задал раби Шимону бар Йохаю. Раби Шимон бар Йохай ответил, что душа еврея подобна свече, как сказано (Мишлей 20, 27): «Душа человека — светильник (буквально “свеча”) Господень…». Как огонь свечи, с тех пор как фитиль загорелся, он никогда не остаётся в покое, постоянно движется, так и евреи, чьи души подобны огню свечи. Когда еврей произносит слово Торы, «свет» зажигается, и молящийся не может оставаться неподвижным, он начинает раскачиваться из стороны в сторону, как колеблется пламя свечи.

Кто же такой гой?

Многие ошибочно считают, что слово гой выражает, не дай Б-г, пренебрежительное отношение к неевреям. Изначальное значение слова гой на святом языке — народ. И только в таком значении мы встречаем это слово во всём Танахе. Однако позже стали этим словом называть нееврея; называя нееврея гоем (т.е. народом), имеют в виду, что он представитель других народов. Однако, как сказано, в этом слове нет никакой пренебрежительной коннотации или какого-либо презрительного значения.

Необходимо называть товарища по собственному имени

Наши мудрецы учат из стихов Торы, что, когда желает человек сказать что-либо своему ближнему или что-либо попросить у него, ему следует обратиться к товарищу по его собственному имени, поскольку такое обращение вызывает у человека приятные чувства.

Каким образом возможно за пять минут выполнить сотни заповедей?

Виленский Гаон в комментарии на трактат Пеа пишет, что каждое слово изучения Торы считается отдельной заповедью. Таким образом выходит, что, изучая одну страничку Торы, человек сможет выполнить сотни заповедей.

Интересная заповедь: изучать иврит

В трактате Пиркей Авот сказано: «Будь осторожен в исполнении легкой заповеди в той же степени, как ты осторожен в исполнении трудной заповеди». Один из примеров лёгкой заповеди, который приводит Рамбам в своем комментарии, – изучение иврита. Возможно предположить, что это изучение считается заповедью, поскольку, зная святой язык, человек сможет лучше понять слова Торы, как устной, так и письменной. Если так, для того, чтобы изучение иврита считалось заповедью, следует при его изучении намериваться познать Тору лучшим образом.

Ньютон искал коды в Торе

Ньютон был глубоко религиозным человеком. После себя он оставил гораздо больше трудов по теологии, нежели по науке. Ньютон был уверен, что в Танахе скрываются коды, в которых заложена обширная информация, и он усердно их искал. Его поиски не увенчались успехом, поскольку Ньютон искал не на языке источника – иврите. В наше время профессор Рипс и Дорон Вицтум серьёзно начали заниматься поиском кодов Торы и обнаружили чудесные открытия.

Душа усопшего может зайти в тело живого

Аризаль в книге «Шаар аГильгулим» пишет, что душа усопшего праведника может войти в тело живого человека, для того чтобы помочь ему духовно продвигаться. Он также пишет, что даже в наши дни могут войти в живых людей души наших праотцов либо душа Моше. Это сведение может дать надежду каждому человеку, даже погрязшему глубоко в грехи, что есть возможность выйти из всей той нечистоты, в которой он находится.

Урок стоит начинать с шутки

По мнению наших мудрецов (Шаббат, 30 б), урок, посвященный глубоким темам, стоит начинать с какой-либо шутки или с какой-то интересной истории. Причина этого заключается в том, что человеку тяжело мгновенно переключиться с поверхностного образа мысли повседневной жизни к глубоким раздумьям и умственным заключениям. Шутка же или какая-то история призваны служить своеобразным мостиком из одного в другой образ мышления.

Кто придумал совесть?

Наличие совести создавало философам и учёным «нового времени», которые видят в человеке существо только материальное и отрицают существование души, особенные трудности. Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть — лишнее чувство, от которого следует избавиться. Интересно привести слова Гитлера, который, как известно, был одним из мыслителей социального дарвинизма (учение, согласно которому закономерности естественного отбора и борьбы за существование, действующие, по утверждению Чарльза Дарвина, в природе, распространяются и на человеческое общество): «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью». И ещё заявил Гитлер: «Совесть — выдумка евреев».

Что сказал Марк Твен про евреев?

В журнале в журнале «Harper’s New Monthly Magazine» (сентябрь, 1899) Марк Твен опубликовал очерк «О еврейском вопросе». Этот очерк он завершает следующими словами: «Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечеств. Это наводит на мысль о почти невидимом комочке звездной пыли, затерявшемся в ярком свете Млечного Пути. О евреях, собственно, и слышно-то не должно быть, но они дают о себе знать, о них мы слышали и продолжаем слышать. Они выделяются в среде любого народа, их место в экономике, их значимость неизмеримо выше места и значения любого другого столь же малого народа. Их доля в списке великих имен мирового масштаба в литературе, науке, искусстве, музыке, финансовой деятельности, медицине, новейших открытиях не пропорциональна доле евреев среди других народов, она намного обширней и богаче. Они, евреи, во все времена - в схватке, в сражении с целым миром, и в этой схватке они могут надеяться только на себя, так как никто их не поддержит. И они сражаются не на жизнь, а на смерть, и их можно простить, какие бы средства в этой борьбе они ни использовали. Египтяне, вавилоняне, персы создавали мировые державы, всей планете торжественно и шумно заявляли о своем могуществе, затем таяли, словно дым, и умирали; греки и римляне наследовали их громкую славу и тоже ушли в небытие; другие народы возникали, на время высоко поднимали пылающий свой факел, но он сгорал, оставляя лишь искорки, а подчас и они сгорали. Евреи видели их всех, и сейчас они такие же, какими были всегда: на протяжении веков не знающие упадка или немощи; никогда, так же, как и теперь, не ослаблялось их влияние, их роль в жизни народов, среди которых жили они, не убывала их энергия, мобильность и острота ума. Все в мире смертно, но не евреи».

Кто более совершенный – женщины или мужчины?

Маараль («Друш аль аТора») пишет, что женщины более совершенные, поэтому они получат в Будущем Мире большую награду, чем мужчины, и по этой причине им легче достичь полноценности. Маараль этим объясняет, почему женщины не обязаны выполнять повелительные заповеди, связанные со временем.

 

Всю каббалу за год и девять месяцев!

Рав Хаим Виталь учился у Аризаля всего на протяжении года и девяти месяцев. Знания, которые он получил от своего учителя, рав Хаим Виталь в дальнейшем записал во многих книгах. Эти книги до сегодняшнего дня являются основополагающими книгами по каббале. Среди больших мудрецов Торы есть такие, которые посвящают всю жизнь, чтобы их понять. При всем этом, среди них практически нет таких, кто смог бы познать всю глубину этих книг.

Праведник не может сделать то, что может сделать грешник

Один из самых крупных каббалистов всех поколений РаШаШ (рабби Шалом Шараби) пишет в книге «Наар Шалом» (3 б), что у каждого человека есть своя неповторимая задача, возложенная на него Творцом, в это мире. И то, что он может исправить в духовных мирах своими добрыми делами, никто не может исправить. Он пишет, что даже самый большой праведник не может исправить то, что может исправить самый большой грешник. По его словам, по этой причине в состав благоухания наряду с Левоной, у которой чудесный запах и которая намекает на праведников, входила также Хелбена, обладающая неприятным запахом и намекающая на грешников. Без участия грешников в служении Творцу, благоухание добрых дел праведников будет неполноценным. Возможно, это то, что имели ввиду наши мудрецы: «Обязан каждый человек сказать: для меня создан мир».

Иерусалимский Талмуд вовсе не Иерусалимский

Иерусалимский Талмуд был составлен не в Иерусалиме, а в Тверии, где в то время был наиболее развитая ешива. По всей видимости, он был назван «Иерусалимским Талмудом», поскольку это самый святой город на территории Израиля. Есть, все же, такие, которые называют этот Талмуд «Талмудом земли Израиля».

Что сказал Эйнштейн про религию?

Вот что писал один из величайших учёных всех времён – Эйнштейн:

«Мне достаточно чувствовать тайну вечности жизни, узнавать и догадываться об удивительном устройстве всего сущего, решительно сражаться, чтобы ухватить зерно, пусть самое малое, мудрости, открывающейся в природе».

В другом месте он пишет: «Мудрость, открывающаяся в природе, настолько возвышенна, что всё значение, которое люди приписывают собственным мыслям, является по сравнению с ней абсолютно ничтожным. Это ощущение – то, что руководит жизнью учёного и его усилиями… в той мере, в какой он способен подняться над своими эгоистическими стремлениями. Без сомнения, это ощущение очень близко к тому, что переживали основатели религий во все времена».

Эйнштейн признавал также центральное место религии в различных плоскостях жизни: «Жизнь казалась бы мне абсолютно пустой без стремления достичь цели, которая недостижима в областях искусства и научного исследования».

Подробнее об этом читайте тут.

Процент евреев среди лауреатов нобелевских премий

Нобелевские премии были вручены более чем 850 лиц, из которых, по крайней мере, 170 человек (20%) были евреями. И это при то, что евреи составляют менее 0,2% населения мира (или 1 из каждых 500 человек). В целом, евреи завоевали в общей сложности 41% всех Нобелевских премий в области экономики, 28% лекарств, 26% физики, 19% химии, 13% литературы и 9% всех мирных наград.

Йосеф построил пирамиды!

Мнение некоторых историков, что Имхотеп — первый архитектор пирамид — не кто иной, как библейский Йосеф. Мы видим большое сходство между историей Йосефа и тем, что египетская традиция сообщает об Имхотепе.

Эти историки предполагают, что ступенчатая пирамида в Саккаре была построена Йосефом. На её пьедестале было написано имя фараона Джосера и далее: «Имхотеп — хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца…». Существует также свидетельство о семилетнем голоде и семи годах изобилия во времена Джосера. Некоторые полагают, что сооружение в Саккаре — не усыпальница фараона, а громадное зернохранилище, находившееся в ведении Имхотепа — Йосефа. Существуют и другие «совпадения».

Вероятно также, что рабочие, которые строили эти пирамиды в последующие века, были евреями.

Если это так, неудивительно, что египтяне обладали различными удивительными знаниями, — они их позаимствовали у евреев, а евреи, несомненно, обладали обширными знаниями о законах природы, почерпнутыми из Торы.

Запрещено смотреть на лицо злодея

В Талмуде (Мегила, 28 а) сказано, что запрещено смотреть на лицо злодея. Поясняет Маген Авраам (Орах Хаим, 225), что запрещено именно вглядываться в его лицо, поверхностный же взгляд не запрещен. Причина этого запрета связана с тем, что лицо выражает сущность человека, поэтому тот, кто смотрит на лицо грешника, как бы соединяется с его нечестивой натурой. Из слов Талмуда (Мегила, 28 а) видно, что созерцание лица грешника может привести к слепоте, а тот, кто остерегается смотреть на лицо грешника, удостаивается длинной жизни. Мнение рав Хаима Каневского, что этот запрет не включает в себя взгляд на лицо грешника на фотографии.

 

 

Длина носа и мизинца – одинаковые

Рамбам (Законы входа в Храм, 7, 8), опираясь на слова Талмуда (Бехорот, 44 а), пишет, что у обычного человека величина носа и мизинца одинаковые. Если они не одинаковые, это считается дефектом: коен, у которого длина носа и мизинца различные, не может работать в Храме.

По глазам можно судить о физическом состоянии тела

В Талмуде сказано (24 а), что по глазам можно судить о физическом состоянии всего тела. Так, там утверждается, что, если у девушки красивые глаза, молодой человек, который желает на ней пожениться, не должен опасаться, что у нее есть какие-то физические дефекты и изъяны.

Ева не была создана из ребра

По мнению Талмуда (Брахот, 61 а), Ева вовсе не была создана из ребра. Наши мудрецы считают, что Г-сподь вначале создал Адама и Еву в одном теле, а потом их разделил. Об этом сказано в Торе: «И взял Он (Творец) цела, и закрыл плоть под нею. И отстроил Господь Б-г цела, которую взял у человека, (чтобы ему быть) женой». Основной перевод слова цела – это сторона; лишь иногда оно используется для обозначения ребра, поскольку ребро на боку.

Запрещено называть по имени злодея

Талмуд (Йома, 28 б) учит из стиха в книге Мишлей, что запрещено давать сыну либо дочери имя грешника. Причина этого: имя грешника должно быть забыто. Дополнительная причина связана с тем фактом, что имя влияет на сущность человека и на его судьбу, как сказано в трактате Брахот (7 б). Из Талмуда видно, что имя грешника может причинить его носителю различные беды и страдания.

Аризаль покупал своей жене дорогую одежду

Рав Хаим Виталь, верный ученик Аризала, приводит в книге «Врата заповедей», что его учитель одевался в довольно простые одежды, и также его пища была скудна, однако жене он покупал почетные одежды, даже если ему это было не по карману.

Дайте детям бить посуду!

По мнению наших мудрецов, для того чтобы ребенок хорошо развивался, в возрасте, когда у него есть желание бросать и разбивать различные вещи, стоит предоставить ему такую возможность. В Талмуде (Йома, 78 б) приводится, что Раба специально покупал для своего сына уже разбитую глиняную посуду, дабы тот мог бить ее в свое удовольствие.

 

Иерусалимский Талмуд вовсе не Иерусалимский

Иерусалимский Талмуд был составлен не в Иерусалиме, а в Тверии, где в то время был наиболее развитая ешива. По всей видимости, он был назван «Иерусалимским Талмудом», поскольку это самый святой город на территории Израиля. Есть, все же, такие, которые называют этот Талмуд «Талмудом земли Израиля»

 

Самая большая мезуза в мире!

Cамая большая мезуза в мире! При входе в приемный покой больници Каплан висит самая большай мезуза в мире. Она сделана из бронзы, ее высота 1,4 м, ширина 25 дюймов и весит около 40 килограммов.

 

Почему изображают царей с шаром в руке?

В Иерусалимском Талмуде (Авода Зара, 3:1) сказано, что Александр Македонский в свое время желал свысока взглянуть на весь мир. Для этого он поднялся на большую высоту (в Талмуде не приводится, каким образом ему это удалось) и увидел, что весь мир подобен шару, а море подобно миске, в которой плавают кусочки суши. Талмуд утверждает, что с тех пор царей изображают с шаром в руках. Из этого мы также видим, что нашим мудрецам уже тогда было известно, что земля – круглая, и большая ее часть покрыта водой.

 
 

Бывают ли евреи-алкоголики?

Знаменитая британская газета Daily Telegraph опубликовала статью об особенных исследованиях, которые провели ученые с целью узнать, почему алкоголизм не распространен среди евреев. Эти исследования привели ученых к выводу, что генетическая мутация предохраняет их от алкоголизма.

Адам не ел яблока!

В трактате Санедрин (70 а, б) приводится несколько мнений наших мудрецов по вопросу, плод какого дерева съел Адам. Среди наших мудрецов нет ни одного, кто считал бы, что Ада съел яблоко.

Самый пожилой человек в мире – житель Хайфы

После того как скончался человек, который носил титул "старейшего человека в мире", было объявлено, что ведущий кандидат, чтобы заменить его в Книгу рекордов Гиннесса Израиль Кришталь из Хайфы, которому на сегодняшний день 112 лет. Кришталь, который родился в Польше 15 сентября 1903 года, пережил концлагерь Освенцим и эмигрировал в Израиль. На вопросы, каким образом он достиг такого возраста, он отвечает: «Все от Б-га».

 

Рав Эльяшив спал всего лишь 4 часа в сутки

До своего последнего года порядок дня рава Эльяшива был таков: он шел спать в 10 часов вечера и вставал в 2 часа ночи, чтобы продолжить изучать Тору. Выходит, что всего рав Эльяшив спал всего лишь 4 часа в сутки. Рав Эльяшив прожил 102 года.

Чудесная возможность сосредоточится!

У главы ешивы «Меор аТалмуд» рава Хаима Зелеванского была чудесная способность сосредоточиться на изучаемом материале. Как-то рассказал его зубной врач, что рав Хаим почти всегда говорил ему, что при лечении зубов нет необходимости делать заморозку. Только один раз он попросил сделать заморозку. Это он аргументировал тем, что на этот раз у него нет в голове какого-то интересного вопроса, который он желал бы обдумать.

Где упоминается жираф в Торе?

Одно из разрешенных в пищу животных, упомянутых в Торе, - «земер». Расаг пишет, что это жираф. И так пишут Радак и Рашбац. Рав Амитай Бен Давид в книге «Сихат Хулин» доказывает, что это «тахаш», из шукры которого сделали покрытие для мишкана.

Виленский Гаон – автор книги по математике

Виленский Гаон написал книгу под название «Аил Мешулаш», в которое рассматриваются вопросы математики, геометрии и астрономии. Это непростая для чтения книга, поскольку написана в весьма сжатой форме, однако, с другой стороны, она очень точная и упорядоченная. Эта книга может принести много пользы и обогатит познания в этих сферах каждому, кто решит серьезно ее изучить. Недавно эта книга вышла в новом, красивом издании с комментарием, в котором объясняются все ее слова на доступном и легком языке.

Почему евреи не едят жирафов?

Поскольку у жирафа есть все признаки кошерности (у него раздельные копыта, и он жует жвачку), он является кошерным животным и разрешен к употреблению. Так почему же мы не находим его на трапезах у евреев? Причина на это простая: мясо жирафа, которого зарежут кошерным образом, будет баснословно дорогое, ведь это очень редкое животное (как известно, единственное место обитания жирафа – пустыня Саара). Есть дополнительная причина, по которой есть проблема ашкеназким евреям его употреблять: ашкеназкие евреи едят таких животных, о кошерности которых нам известно по традиции.

Кто обязан знать 70 языков?

Одно из требований, которое предъявлялось к члену Санедрина (верховного еврейского суда), – знание семидесяти основных языков мира. Причина этому заключается в том, что, по еврейскому закону, судье запрещено слушать утверждения тяжущихся сторон либо показания свидетелей через переводчиков.

Снежный человек упоминается в мишне!

Снежный человек упоминается в мишне. Есть спор между мудрецами и рабби Йоси о его сущности: мудрецы считают, что по всем законам он не является человеком, рабби Йоси же считает, что снежный человек находится на промежуточной стадии между человеком и животным, и поэтому в некоторых законах он подобен человеку, а в некоторых – животному.

Всю каббалу за год и девять месяцев!