Од – корень признания

1. Мы много раз говорили, что всё управление миром Творцом разделяется на 7 основных видов (мидот), как сказано: «Тебе, Б-г, величие (1), мощь (2), великолепие,(3), победоносность (4), признание (5), так как всё на небе и на земле(6); тебе, Б-г, царство (7)…» (Диврэй аЯмим 1 29:11). Раскрыли нам учителя, что «Семь полных недель»(Ваикра 23:15), которые мы считаем омер соответствуют этим 7 качествам. Это то, над чем мы должны работать в этот период и то, что нужно постараться исправить, этим мы исполняем заповедь «и иди Его путями» (Дварим 28:9)(мудрецы учат, что здесь написано общее правило: «как он…, так и ты»).

Они подразумевают сказать, что выход из Египта – это начало раскрытия того, как Творец управляет творением (и хотя эти качества начали раскрываться уже с Авраама, тем не менее, это было только через отдельные личности, а через целый народ, так чтобы это стало очевидным для всего мира – только сейчас). Оттуда мы вступаем и шагаем по пути раскрытия Его качеств, и нам соответственно тоже нужно идти по пути Г-спода, т.е. мы должны усовершенствовать свой характер так, чтобы наше поведение стало подобным Его. Поэтому с момента выхода из Египта мы начинаем счёт.

 

(То, что человек создан «по образу Б-га» обязывает нас быть ему подобным и идти по его путям. Этот факт так же позволяет изучать высшие процессы на примере человеческого поведения и строения. По этой причине рав говорит о чертах человеческого характера, называя их 7 мидот .)

Это в общем, а в частности – это 7 мидот, которые параллельны 7 неделям. А так как все эти качества – это одна цельная система, то все их части связаны воедино, и каждая мида взаимодействует со всеми, поэтому каждая неделя тоже состоит их 7-и, т.е. включает в себя все 7.

 

(Например, милосердный человек тоже должен быть строг, милосерден, хранить собственное достоинство и т.д. , и всё это не само по себе, а так как это делает именно милосердный человек, а у строгого человека тот же спектр выглядит по другому. 1-й – это пример 7-и в добре, 2-й – 7-ми в строгости.)

Таким образом еврейский народ вернулся, прейдя к Шавуоту, к началу пути – к уровню Адама до греха, до того, как мир свернул с намеченного ему пути, как сказано: «Я сказал: Вы подобны ангелам, все вы как живущие среди высших» (Тээлим 82:6).

 

2. Объясним 5 первых мидот, которые подвластны человеческому интеллекту:

величие – это склонность к близости и соединению, которая порождается любовью.

Мощь – это опасения и отдаления из-за страха и трепета(не из-за отвращения, так как этого у Творца нет). Это включает в себя оставить вещь в её границах без каких-то дополненй.

Великолепие – оно выходит из соединения первых двух.(Рав часто повторяет, что не имеется ввиду простое наложение 2-х первых. Но после раскрытия 2-х первых раскрывается сам замысел: дать, но дать именно то, что нужно, и ничего постороннего. Это и есть великолепие, так как именно это раскрывает то, что было задумано, две первые миды не полноценны, у них есть недостатки и они не вызывают чувство восхищения. ) Суть её – это почесть. Почитание всегда идёт вместе с трепетанием и страхом, как известно, например, уважение родителей и мудрецов, кроме заповеди об уважении нам заповедано отдельной заповедью их бояться. Почитание включает себя желание приблизиться вместе с чувством трепета. Эти 3 миды – основы сил души, их представляли 3-е праотцев, как известно, а душа создана соответственно его качествам, как известно.

 

Если бы были только эти качества, далеко не всегда человек мог бы их реализовать в жизни, так как не всегда можно возможно реализовать любовь или правосудие в чистом виде. Иногда необходимо строго упрекать, имея в виду любовь, которая в данный момент скрыта. А иногда, не дай Б-г, наоборот, нужно проявлять тёплые чувства, чтобы страшно отдалить. Это нецах и од.

Победоносность – когда Всевышний хочет дать огромную награду праведникам, для этого он воздаёт им за их малочисленные грехи в этом мире. Это и есть строго упрекать в рамках скрытой любви. Победитель превозмогает всех противников. В этом суть победоносности, победить обвинителя, качество правосудия, которое обвиняет праведников в их грехах, посредством расплаты в этом бренном мире, чтобы привести их в конечном итоге к добру и полному вознаграждению, без ущербов.

 

Признание – это противоположное качество. «И воздаёт своим ненавистникам при жизни, чтобы его уничтожить» (Дварим 7:10). Внешне это выглядит как любовь: Творец расплачивается с врагами в этом мире за всё добро, что они сделали, а конец – страшный суд без малейшего сожаления. Даже царь Давид был настолько поражён такой приязнью к злодеям, что сказал: « А у меня почти подкосились ноги ...»(Тээлим 73:2). Сами страдания праведников не так тяжело перенести, однако это становится невыносимо на фоне благоденствия злодеев. «А я поражён целый день, поутру твоё порицание ко мне»(там 14). Мы часто видим, как тот, кто старается быть праведным, получает удары, а иногда создаётся впечатление, что его неприятности именно из-за того, что он хотел пойти правильным путём. Это и есть самое страшное и ужасное испытание для верующего человека. Про это Моше, наш учитель, сказал: «Когда расцветут злодеи, как травы, и зацветут все делающие подлость, чтобы уничтожить их навеки»(там 92:8).

 

Признание означает онулирование своего мнения перед мнением другого. Если кто-то поспорил с другим и тот его переспорил, это не означает признание. Первый мог бы и сам дойти до этого, если бы подумал достаточно хорошо, т.е. он просто изменил свое мнение, передумал. Признание – это онулиравние себя по от ношению к другому, поэтому мы поклоняемся и приклоняемся пред тем, кого мы признаём выше себя. Это выражение самоотверженности по отношению к нему. Он мощнее и сильнее нас. Изменение мнения не требует отдельного душевного качества, человек сам понимает, что не достаточно подумал или знал прежде, новое мнение сложилось после более глубокого обдумывания. Признание как мида – это совсем другой уровень, когда он отвергает своё личное мнение не из-за понимания, а перед более высоким умом. Когда Творец ведёт себя «И воздаёт своим ненавистникам при жизни», это выглядит, как будто их реальность мощнее Его, не дай Б-г, поэтому эта мида называется «признание», в ней заложено как бы признание силы злодеев.

 

Один из боевых приёмов – это поддаться противнику. И когда он почувствует, что превозмог, то автоматически расслабляется. Вот тогда набрасываются на него со всей силой и побеждают его. Так выглядит победа с помощью миды од, это не прямая победа, не как мида победоносность, т.е. напрямую, а благодаря хитрому приёму: Творец как бы поддаётся их силе, чтобы потом пришло ужасное поражение. Горе тому, кто имеет дело с этой мидой.(Рав объяснял на других уроках, что Всевышний расплачивается с ними здесь, что означает, что они «едят» свой будущий мир в этом мире, или другими словами их душа уменьшается и её части спускаются сюда. Словами рава «их кормят их собственной плотью, только они этого пока не чувствуют», а когда они попадут туда, окажется, что их там нет, они съели самих себя здесь. Понятно, что мы не пророки и не можем объяснить всё происходящее, а у каждого события на земле может быть множество различных причин. Но сам человек, который чувствует, что незаслуженно получает много добра, даже если это можно списать на способности, смелость, трудоспособность и т.п. должен трястись от страха, не попал ли он в рамки этой миды. Пока человек жив всё можно исправиться и заново превратить деньги в духовность: поддерживать учащих Тору, помогать бедным, несчастным, больным евреям, создавать возможность заработка для евреев и т.д.. В любом случае нужно помнить, что «всё что сделал Творец, Он сделал для Своей славы», поэтому на небесном суде потом спросят, какая слава Творцу вышла из всего, что человек получил: время, силы, способности, здоровье, деньги.).

В силах человеческой души тоже присутствует такое качество: полное подчинение и самоотвержение из-за признания кого-то выше себя. А каждое признание включает в себя преклонение. Это последняя сила мидат адат. Рассуждения приводят человека к определённым стилям поведения с другими людьми, последняя ступень, к которой может привести понимание – это признание кого-то выше себя и самоотвержение. Другими словами человек может понять необходимость всех предыдущих качеств и в конце дойти до того, что моё понимание не совершенно, я должен онулировать своё мнение пред правильным мнением, потому что я понимаю что оно правильно, а не моё, хотя я и не понимаю его. Следующие мидот – это уже не качества, находящиеся внутри человека, а система взаимодействия с внешними объеками.

 

5. Неделя миды од начинается с «Песах шени»(вторая возможность принести Песах, который приносят те, кто не смогли по объективным причинам принести в назначенный срок пасхальную жертву. После того, как к Моше пришли люди, которые были нечисты нечистотой мёртвого, и стали восклицать, как может быть, что у них не будет возможности принести пасхальную жертву, Моше получил пророчество о том, что действительно есть такая возможность и получил законы «второго Песаха». ) «И сказали эти люди ему: мы осквернены мёртвым. Почему мы лишены права принести жертву Б-гу в назначенное время?! » (Бамидбар 9:7). Эта не какая-то разумная претензия, они же сами ответили на свой вопрос. Они не принесли жертву, потому что они нечисты, а нечистый не имеет права принести пасхальную жертву. Тот же Творец, который приказал принести жертву, предупредил, что нечистому запрещено. В рамках обычного разума нет возможности такой претензии, это возможно только в рамках нового сознании, порождённого признанием. А именно, то сознание, которое онулировало себя по отношению к сознанию Творца, высшее сознание проникает и раскрывается в нём(Ведь ответ Б-га был, что их претензия не глупость, они правы.).

 

Малая пасхальная жертва – люди, сделавшие из себя «малых детей» и спросившие детский вопрос, а ответ был : малый Песах. Царь Давид говорит про себя «А я был глупцом и не знал… »(Тээлим 73:22). Разум, находящийся в рамках постигаемого, ограничен. Однако есть возможность размышлять более высокими понятиями. Это вид поведения Творца, да будет он благословен, и соответственно это душевное качество человека. Это объяснение тому, что написано в Зоаре, что бина(мида переводимая как понимание) распространяется до ода, понимание может дойти до признания, нет более глубокого и внутреннего постижения, чем это.(Важно не путать между верой и пониманием, вера нужна там, где нет понимания, вера – это начало, понимание – это конец пути).

 

6. Известна тайна 7-ми пастухов: 3-е праотцёв, Моше, Аарон, Йосеф и царь Давид, они раскрыли 7 мидот на земле. Получается, что Аарон соответствует миде од. Коhаним устанавливают законы, как сказано: «Как всё, что укажут тебе коhаним» (Дварим 24:8), это корень устной Торы, он воткнут в миду од. Законы малого Песаха – это первый раз, когда сама Тора показала корень порядка устной Торы, когда благодаря старанию понять в мире раскрылся новый закон Торы. Про устную Тору сказано: «Народ, идущие во тьме, увидят яркий свет»(Ешая 9:1), как сказано в мидраше Танхумы в главе «Ноах». Тора приобретается только во тьме непонимания и ошибок, когда человек всем сердцем стремится постичь и понять. Это всегда подобно крику души тех людей: « Почему мы лишены права …!!! » (Бамидбар 9:7). Тот, кто старается таким образом удостоится, что сверху ему раскроют Тору, «Пусть встанут, и провозглашу, что приказал им Б-г»(там 8), и всё это в рамках миды од.

 

7. Есть одна удивительная вещь. В Шмот раба сказано, что эти люди были осквернены, потому что переносили гроб Йосефа, и в заслугу Йосефа они удостоились малого Песаха: «В заслугу твоих костей они делают малый Песах». Песах – это общественная жертва, как написано в трактате Йома(51а): «Так как приносится группой, это общественная жертва». Посредством пасхальной жертвы мы вышли из Египта, как сказано: «И прошёл над тобой и увидел, как ты возишься в твоих кровях»(Ехезкель 16:6)(и говорят мудрецы, что это кровь обрезания и кровь пасхальной жертвы, так как в заслугу этих мицвот мы вышли из Египта). Из Египта вышел еврейский народ в целом(в уроке «Шкалим раскрытие моря» в абзаце про цибур рав объясняет понятие еврейского общества, именно на это он намекает здесь и стоит посмотреть там, чтобы понять написанное в этом абзаце). Тем не менее у любого отдельного еврея есть возможность принести его пасхальную жертву(там в Йома есть мнение, что Песах возможно принести только группой, однако малый Песах – это однозначно индивидуальная жертва). См. Бамидбар 9:10, там сказано, что тот, кто был осквернён мёртвым или в дальней дороге, т.е. далеко от места принесения жертв, и поэтому не смог принести Песах, должен принести повторный Песах. Сказали учителя, что «в дальней дороге» намекает на того, кто далёк от истинной центральной точки еврейского народа, всё-таки имеет возможность освободится от гнёта зла и присоединиться к общему освобождению народа. Эту возможность подготовил праведник Йосеф. Первый раз, когда еврейский народ говорил в единственном лице, т.е. как одно целое было после выхода из Египта: «Воспою Б-гу»(Шмот 15:1). А до этого, тот, кто объединял еврейский народ, был Йосеф, мида которого «так как всё на небе и на земле» и именно благодаря тем, кто нёс его гроб, раскрылась глава второго Песаха, где сказано, что месяц после того, как еврейский народ принёс пасхальную жертву, всё ещё отдельные люди могут присоединиться к еврейскому народу. Первый Песах – он сам по себе большой, второй Песах – он малый, который должен вырости ( Рав намекает на понятия взрослый(большой) и маленький, которые он объяснял в уроках «Элуль – месяц Гада» и «Счёт омера»). В этой главе появился новый закон, что тот кто был нечист и далёк, всё ещё может присоединиться в силу Йосефа и в заслугу его костей, (кость на святом языке это эцем, как и слово суть), в этой точке проявляется суть нашего народа, где нет понятия нечистый и в дальней дороге, а все соединены вместе. Однако это только тот, кто хотя бы кричит: « Почему мы лишены права …!!! ». И чем сильнее этот крик, тем сильнее будет тот свет, которого он удостоится.

 

(Тот, кто помнит урок « И было, когда … ковчег в конце, где рав намекал, что гроб Йосефа шёл рядом с ковчегом завета, поймёт тут и там более глубоко. А про важность этого крика и более подробно об этом рав объяснял в уроке «колено Дан.. Рэбе у меня нет конечных вариантов, я не могу знать абзацы).

8. Вернёмся. Именно в этой миде заключена тайна устной Торы. Коhаним – они отличаются качеством признания. В трактате Брахот сказано, что мидат од раскрывается в храме. Храм построен на «… а я и юноша пойдём до туда и преклонимся…»(Берешит 22:5), основа храма – это преклонение. Как мы говорим в праздничных молитвах(мусаф): «и мы не можем подняться и показаться и преклониться пред Тобой …» (ואין אנחנו יכולים לעלות ולראות ולהשתחוות לפניך). Это качество признания и онулирование своего мнения пред Всевышним существует благодаря коhаним. Именно у них учат Тору, как сказано: «Уста коhена будут охранять знания и Тору будут просить из его уст, так как он ангел Б-га армий» (Малахи 2:7). У ангела нет собственного мнения, он создан для выполнения своей миссии. Именно у коhена, который подобен ангелу в этом аспекте, ищут Тору. Здесь находится корень и новшество(мне кажется по русски говорят оригинальности) устной Торы. Более полное раскрытие этой миды проявляется в 5-й день 5-й недели, это од в оде(см. сидур, нет смысла объяснять более подробно). Это 33(לג)-й день счёта, Лаг баомер. В тот день раскрылись огромные тайны Торы, благодаря качеству признания, дай Б-г, чтобы мы имели к ним хоть какое-то причастие.

 

Йевамот 62б: Сказали: «12 000 пар учеников было у р. Акивы от Гиват до Антиптрас, и все умерли в один период, потому что не относились с достаточным уважением друг к другу. И был мир пуст, пока не пришёл р. Акива к нашем учителям с юга и не обучил их. И это их имена: раби Мэир, раби Еуда, раби Йоси, раби Шимон и раби Элиэзер бэн Шамуа . И вот они восстановили Тору. Брайта: Все ученики умерли от Песаха до Шавуота». Имеется в виду до наступления Шавуота, а точнее до Лагбаомера.

Еушалми Таанит(гл.4, закон 5). Учил Рашби: « Акива, мой учитель, учил стих «И взошла звезда(кохав) из Якова» (Бамидбар 24:17) – и поднимется Кохба из Якова. Раби Акива при виде бар Кузива(кузива от корня козев, враньё. Так прозвали бар Кохбу. Я думаю, что только после смерти, ведь при жизни он был царём и вряд ли было правильным позорить царя, а прозвали так для того, чтобы народ не потерял веру в приход Машияха) говорил: «Этот – царь Машиях». И это слова Рамбама в 11 гл. «Законов царей» з.3: «Раби Акива был великим мудрецом среди мудрецов мишны, и он был оруженосцем царя бар Кузивы. И он и все мудрецов того поколения считали его царём Машияхом, пока тот не погиб из-за грехов. А когда погиб, стало очевидным, что он не Машиях». Не дай Б-г подумать, что раби Акива, «отец» устной Торы, которая у нас в руках, ошибся. Он не ошибся, а понимать это надо так… .

 

10. Сказал рав Каhана: «Все <благословления> Билама обернулись проклятиями, кроме <благословления про> синагоги и места учения». Благословления Билама обернулись проклятиями в следствие греха евреев в местечке Шитим, где их совратили по совету Билама. С тех пор это кровоточащая рана еврейского народа, как только исправим этот грех, сразу все проклятия обернуться в благословения, включая благословение о Машияхе, как сказано: «И взошла звезда(кохав) из Якова и поднялся скипетр из Израиля …» (Бамидбар 24:17). Раскрыли нам наши учителя, что задача 24 000 учеников раби Акивы исправить тот грех в Шитим, когда погибли из-за греха 24 000 человек. Раби Акива не ошибся, он знал, что у него есть ешива с 24 000 учеников, которые способны исправить тот грех, и есть бар Кохба, который достоин быть Машияхом, поэтому уже заранее говорил о нём биламовское благословение о спасении .. . Но его ученики согрешили и погиб бар Кузива из-за грехов, как сказано в Рамбаме. Один из грехов – это то, что произошло в этой ешиве, гибель учеников раби Акивы – это страшная трагедия, постигшая наш народ, и крушение созревающего спасения.

 

Эта ешива –должна была стать местом изучения устной Торы и привести нас обратно к состоянию «Я сказал: Вы подобны Б-гу(т.е. как Адам а Ришён до греха, про которого сказано, что он создан в подобии Б-гу(Тээлим 82:6). В Рамбаме и в Шулхан Арухе написано, что большую часть мудрости человек приобретает именно ночью. Ночь – это не время бет мидраша, это время, когда человек один дома. Значит, основная часть устной Торы приобретается, когда человек сам с собой. Необходимо много обсуждать с друзьями, чтобы вещи прояснились, но глубину подлинного понимания человек достигает в одиночку. Это приобретение уникального понимания Торы, которое есть у каждого в отдельности, корень его в малом Песахе, жертве, которую возможно принести индивидуально и выйти из Египта перед получением Торы.

 

11. Раби Акива пошёл к нашим учителям на юг в день, когда прекратили умирать его ученики(Маараль говорит, что нужно сказать, что некоторые остались в живых, так как иначе не делают праздник в день прекращения, да и нельзя сказать прекратили, просто все умерли) и обучил их. Вся Тора, которая в наших руках, основана на словах этих 5-и учеников. Сказал раби Йохан: « Просто мишна(т.е. мишна, которая приведена без автора) – это слова раби Мэира, тосефта(слова мудрецов, поясняющие мишну, которые Рэби не включил в мишну) – раби Нехемия, сафра(мидраш на книгу Бамидбар) – раби Йеуда, сифри(мидраш на книгу Дварим) – раби Шимон. И все они идут по мнению раби Акивы, и поясняет Раши, что сказали из того, что выучили у раби Акива. А от имени Ари написано, что так же как письменная Тора названа Торой Моше, устная – это Тора раби Акива, понятно, что когда разрушилась его ешива, то мир стал пуст.

 

(На других уроках рав добавлял, что Тора раби Шимона – это только малая часть того, что осталось от Торы раби Акивы и приводил доказательства из Талмуда)

Мы выучили, что то раскрытие новых вещей в Торе в Лагбаомер вытекает из корня миды од, од в оде. Есть в этом аспект открытой Торы, так как в этот день раби Акива пошёл к нашим учителям на юг, и это стало возрождением устной Торы, которая сегодня у нас в руках. Есть в этом аспект тайной Торы, это то, что раскрыл раби Шимон в день перед смертью(самые глубокие тайны Торы, которые сегодня являются частью Зоара и называются «Гидра раба»). А значит, что радость этого дня должна выражаться согласно той части устной Торы, к которой человек имеет отношение.

Свежие статьи: