Проблема Яакова

 

Продолжение темы "Трудные места Торы"

Введение в краткий цикл эссе о нашем праотце Яакове

Мы рассмотриваем эпизоды, вызывающие у простого читателя Торы недоуменные вопросы, связанные с этичностью поведения патриархов еврейского народа. Занимаемся мы главным образом тем, что называется неправдой.

"Странные" поступки обнаружены у многих персонажей Торы, и большинство связано со способностью человека говорить правду или ложь. Не все в их неблаговидных поступках, если таковые обнаруживается, выглядит, как неправда, но именно неправда расстраивает нас больше всего. Поэтому мы сегодня занимаемся исключительно теми случаями в Торе, которые неискушенным читателем могут быть интерпретированы, как проявление неискренности наших предков.

И самое большое число таких "подозрительных" случаев приходится на Яакова, сына Ицхака, внука Авраама. Он и первородство купил у Эсава, родного своего брата, за тарелку чечевичного супа, и отца обманул, выдав себя за того же Эсава, чтобы получить не причитающееся ему благословение (по сути дела, украл), и у Лавана приобрел путем разного рода манипуляций со скотом большое богатство. Обманщик, одним словом.

Даже его имя указывает на способность обмануть и перехитрить. Глагол акав в разных конструкциях (биньянах) означает: "следить", "выслеживать", "идти по пятам", "обманывать", "хитрить", "держать" (мешать двигаться), если хотите – "возводить в куб"[1].

Аков – "неискренний" (еще, правда, и "кривой", и "покрытый пятнами", но это из того же ряда). Общий корень – акев, "пятка", "пята", – то, за что держал Яаков Эсава при появлении на свет. Два брата дрались еще в животе у матери. Эсав вышел первым, но Яаков до последнего момента не давал ему получить первородство, что и нашло отражение в имени.

Когда Эсав явился к престарелому Ицхаку за благословением, задержавшись в полях, где ловил по просьбе отца дичь, и обнаружил, что тот уже благословил его брата, пришедшего первым, то закричал: "Не зря дано ему имя Яаков – обманул меня уже дважды! Мое первородство взял. И вот теперь забрал мое благословение!"

"Не зря дано ему имя Яаков". Обманщик!

Но мы уже говорили, что не может Тора, требующая от евреев правильного, истинного поведения, возвести в ранг основателей нашего народа обманщиков и лгунов. А ведь Яаков – принципиально центральная, базисная фигура в процессе образования еврейской нации. Все мы называемся бней-Исраэль, "сыновья Израиля", а не бней-Ицхак или бней-Авраам. Израиль – это и есть Яаков. И вдруг больше всего неискренних моментов мы обнаруживаем именно у Яакова!

Требуется объяснение. Но прежде чем перейти к каждому конкретному случаю, скажем о Яакове несколько общих слов.

Яаков назван Торой иш там, йошев оалим, – "человек прямой, живущий в шатрах". Прямая противоположность сильному, буйному, деятельному Эсаву, тот назван иш йодеа цад, иш саде – "человек, умеющий охотиться, человек полей".

Итак, Яаков. Он – прямой, цельный, простой, что называется "без двойного дна", прямодушный. Вот, найдено верное слово – прямодушный! Тот, кто не умеет обманывать. Так говорит Тора. А она, заметьте, очень редко дает характеристики своим героям. Об их внутренней сути мы можем судить только по поступкам и словам, приведенным в тексте. А тут – целая характеристика: человек прямодушный, бесхитростный.

Вы знакомы с такими людьми. Что им ни скажешь – во все верят. Разыграть их – ничего не стоит. Если они умны – их любят, потому что прямодушие у них – доброе. Обмануть они физически не в состоянии. Втянуть их в авантюру, требующую игры, притворства, артистизма – невозможно. Они просто не поймут вас. Артисты из них никудышные. Про таких говорят – святой человек; или – святая простота. Они наивны до предела.

Таким и был Яаков. Добавьте только к этой характеристике мудрость и прочие добродетели, полученные от Авраама и Ицхака. Впрочем, и его предки – Авраам и Ицхак – тоже не были способны на обман. Тоже были людьми бесхитростными. Правда, теперь – в Яакове – эта черта, бесхитростность, получила свое максимальное воплощение. Качество у него такое было – эмет. Человек правды.

Мы знаем, что за каждым из трех наших праотцев стоит некоторое выдающееся качество, проявляя которое он особым образом служил Всевышнему. Авраам славился милосердным отношением к людям, любовью к человеку, гостеприимством, мягким характером; все это вместе на иврите называется хесед. Ицхак – гвура, доблесть, сила, непреклонность.

Первые два патриарха заложили в будущем народе два очень важных качества, без которых нет ни соблюдения заповедей, ни самой Торы: особое отношение к людям и стойкость в своей вере.

Авраам мягок к людям и максимально требователен к себе, он не может причинить другому человеку ни малейшего вреда. Отсюда все его десять испытаний, в которых проверялось именно это качество – милосердие.

Ицхак дополняет отца: он тверд и несгибаем. По отношению к кому? К другим людям? Представьте себе, да. Но только в тех случаях, когда дело касалось Торы. Ицхак мог вступить в конфликт с окружающими народами (например, с филистимлянами в истории с колодцами), Авраам – никогда. Местные жители называли Авраама "посланцем Всевышнего", его любили за доброту и чуткую отзывчивость. Посмотрите на сцену покупки Авраамом усыпальницы для покойной Сары – пещеры Махпела в Хевроне. Да все племя хетийцев за честь считало подарить ему участок для захоронения... Но Ицхаку ничего бесплатно никто никогда не предлагал. Он и не искал. Вдруг Ицхак обнаружил после смерти отца, что и к Аврааму-то люди относились настороженно. Какая тут любовь, когда взяли и засыпали выкопанные им колодцы. Т.е. самого Авраама, может быть, и любили, но не его проповедь веры во Всевышнего, Который награждает за добро и наказывает за зло.

Авраам прошел испытания своего качества. Тяжелые испытания. Он согласился принести в жертву Всевышнему того, о ком долгие годы молил, – своего сына. Ицхак для Авраама был целью его жизни. Не наследника желал он, которому можно было передать свои многочисленные стада и имущество. Не восточным шейхом предстает он перед нами, который не знает, кому передать свое богатство. А о будущем народе он молился. О евреях. Ибо надо ему было создать такую возможность, когда целая группа людей возьмет на себя обязательство соблюдать положения Творца. Поэтому Авраам нуждался в сыне. В семье. Еврейской семье с еврейским воспитанием, идущим с самого детства, а не тем, что начинается со студенческих лет, подобно воспитанию, заведенному в древнегреческих академиях. Академию можно бросить, перейти в другую. Дом оставить труднее. Здесь под домом мы понимаем весь комплекс воспитания, который формирует человека на всю жизнь.

Для Авраама его сын Ицхак был еврейским народом. И вот этого сына он должен был отвести на гору Мория и там зарезать! В нашей лекции не место говорить подробно об этом эпизоде, но укажем только на основные качества, проявленные двумя нашими праотцами. Мягкий Авраам берет в руки нож. Значит, не такой и мягкий. Это и есть гвура, сила Авраама, подобная той, которой затем отличался Ицхак. Просто эту силу Ицхак проявлял сильней, чем отец, – всюду и везде, что и отмечает Тора.

Зная, на что идет, Ицхак ни разу не дрогнул. Только попросил отца, чтобы тот связал его, положив на жертвенник[2]. Чтобы не дернулся нечаянно, потому что в таком случае жертва не будет считаться полной.

Он лежал на жертвенном камне и смотрел в небо широко раскрытыми глазами. То был тот самый камень, на котором потом был сооружен Иерусалимский храм, Святая его Святых. Он видел Храм. Оба Храма – Первый и Второй. Он видел и Третий храм. Смотрел в небо и видел всю нашу историю. Он не плакал. Плакали в небе ангелы, которые сверху взирали на эту сцену. Их слезы упали на землю. И Ицхак ослеп[3].

Не сразу ослеп. А с возрастом. Когда пришло время благословить сыновей. Пришел Яаков и выдал себя за Эсава. Отец попросил его подойти и ощупал: "Руки – руки Эсава, а голос – голос Яакова".

Он мог слышать и осязать. Но не видеть. Такова расплата за силу. Ты ничего не боишься? Уверен в себе? Готов принести себя в жертву? Смотришь без страха вперед? – Ну так получай слабое зрение[4].

Ицхак был слаб глазами всю свою жизнь. Он не разглядел Яакова. Его любимцем был мощный и сильный Эсав. Отец обманулся в своем старшем сыне, думая, что мощь и непреклонность – главные качества будущих евреев, которым надо будет отстаивать Тору от нападок врагов из среды других народов.

Это очень важно: Ицхак обманулся, дал себя обмануть. А кто обманул? Эсав. Он притворялся, будто учит Тору. Написано: "И полюбил Ицхак Эсава, потому что охота в устах того". Извините за корявость перевода, но таков ивритский текст. Потому что охотился Эсав на Ицхака, ставил ему силки, обманывал. Пусть неуклюже, ибо и обман требует интеллекта, но тем не менее...

Ицхак был принесен в жертву Авраамом. Мы знаем, что в конце концов жертва была заменена бараном, который запутался рогами в соседних кустах. Но по сути Ицхак был достоин того, чтобы считать жертву совершенной. Написано: "И возвратился Авраам к своим отрокам", что ожидали его внизу. Не написано, что они оба возвратились. Явный намек на то, что жертва была принята.

А раз принята, то вся канва земной жизни Ицхака прошла под этим знаком. У него уже не было испытаний, как у его отца, Авраама. Главное испытание он уже прошел. В нем вообще не обнаруживается никаких колебаний, отклонений и сомнений. Практически нам у Ицхака учиться нечему. Разве мы можем согласиться на жертвенность?

Укажите хоть один эпизод, где главное лицо – Ицхак. Нет таких эпизодов. Жертвоприношение? – это история про Авраама, про его испытание. Ицхака там можно было не испытывать. Зачем, когда результат заранее известен. Распахнет глаза и будет смотреть в небо. Ангелы заплачут, но не он.

Сцена с благословением, которое украдет Яаков? – это история про Яакова. Фактически об Ицхаке в Торе нет ничего. Он остался на жертвеннике. Пожалуй, только одно и можно рассказать о сыне Авраама – как он упрямо раскапывал колодцы отца, засыпаемые филистимлянами. В этом – весь Ицхак.

Авраам – милосердие, Ицхак – непреклонность.

А что Яаков? А Яаков – истина. Эмет.

Несколько неожиданно, верно? Правда и истина – это тот, кого назвали именем, корень которого – обман.

Любовь к людям, непоколебимость в соблюдении Торы и правдивость во всех ее проявлениях – вот что лежит в основе нашего народа. Эти три качества реализовались нашими тремя праотцами. Они – в нашей природе. И любое отступление от них можно трактовать как несоответствие нашему еврейскому предназначению.

Яаков – иш там. Он изначально не был знаком с обманом. Он не знал, что такое неправда. Он сидел в шатрах и учился. Его не привлекало ни поле, ни молодецкая удаль. Охота? Он охотился только за знаниями. Искать в поле дичь? Он искал только близости к истине. Никаких ухищрений по завоеванию расположения отца им не предпринималось.

Ему говорили: Яаков, смотри, твой отец полагает, что его наследником будет Эсав; не потеряй возможности получить свою долю в будущих евреях! – Он ничего не слышал.

Что такое "живущий в шатрах"? Да ведь это название для ученика ешивы. Сидит и учится. Годами, всю жизнь. Так и представляешь Эсава и Яакова в современных одеяниях: один – разгоряченный, рубаха нараспашку, только что с поля, весь энергия и сила; другой – тихий, пейсы колечками, взгляд опущен, штраймл... Извините, ничего, конечно, такого, не было, – ни штраймла, ни колечек. 

Яаков был человек необычной силы (мы об этом уже говорили). Да и Эсав не выглядел этаким рубахой-парнем из соседнего кибуца. Иначе Ицхака он не провел бы...

Но главное, Яаков был тих, скромен и принципиально не мог понять, что такое неискренность души. Вот это его качество – простодушие и правдивость – и подвергалось Всевышним испытанию. Да не одному, а нескольким.

Итак, давайте попытаемся объяснить все "странные" эпизоды, приведенные в Торе, с участием Яакова.



[1] Это в современном иврите. Но неслучайно для арифметической операции взят именно этот корень, есть в самом действии возведения в степень что-то "от лукавого". Вы никогда никого не возводили в куб?

[2] Отсюда ивритское название всей сцены - Акедат Ицхак, "Связывание Ицхака", а не "Жертвоприношение Ицхака", как принято во всех языках, кроме еврейского.

[3] Известное правило: мидраш нельзя рассказывать без комментария. Что значит - ангелы плакали? Ангелы не умеют плакать. Они персонифицируют волю Творца. Значит, если мидраш говорит, что плакали ангелы, значит плакал Сам Творец. Но это не более простое объяснение. Плачет Творец - значит, Он сейчас наказывает Ицхака и в то же время любит его, жалеет. Как отец, наказывающий своего ребенка; но внутренне у него разрывается сердце от жалости, и все же наказание - для пользы ребенка. Ицхак ослепнет - и это будет добром по отношению к нему: он не увидит злодеяний Эсава. И еще одно важное обстоятельство: ослепнув, он даст свое благословение тому, кому надо, - в согласии с планом Всевышнего.

[4] Тема "Глаза" начинается в Торе с Авраама. Авраам был не менее силен, чем Ицхак, но он "не смотрел". Что это означает? Написано в Хумаше (эти слова включены в молитву Шма-Исраэль), что не следует "ходить за глазами". Глаза подведут. Человек склонен смотреть на мир и видеть в нем то, что хочет увидеть. Тора предупреждает: не смотрите, иначе можете увлечься тем, что "подсовывают" вам глаза. Разведчики, посланные в Эрец Кенаан вышедшими из Египта евреями, донесли, что войти в Землю нельзя. Почему они так решили? Потому что заранее хотели увидеть в Земле доказательства тому, что ее нельзя завоевать. После этого Всевышний и сказал: "не ходите за глазами"... Строго говоря, нам запрещается смотреть на то, что может родить в нашем сердце неправильные желания. Отсюда, в частности, запрет на телевизор. Кто-то возразит: но ведь можно смотреть приличные передачи; дескать, я человек сильный, не дам увлечь себя неприличными картинами. Дашь! Поэтому бери пример с Авраама, он смотрел только на то, на что указывал ему Творец. Ему было сказано: брось родину и дом отца, "иди в страну, которую Я тебе покажу". Там увидишь, а пока иди. То же самое в сцене со "связыванием Ицхака". Написано: "И пришел на место, о котором сказал ему Всевышний". Мидраш рассказывает, что на подходе к тому месту он спросил своих спутников, видят ли они то место. Ишмаэль и Элиэзер ответили, что не видят. Ицхак сказал, что видит. (Он все видел!). Сам Авраам видел только тогда, когда надо было поднять глаза. И еще вспомним, что перед входом в Египет, Авраам сказал жене: "Вот узнал я, что ты красива видом". Т.е. он посмотрел на нее. Поднял глаза и увидел, что она красива. Только тогда, когда наступил момент, требующий подготовки. Но не ранее. Ранее он глаза не поднимал.

 

Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

blog comments powered by Disqus