Шавуот

Скоро Шавуот – праздник обретения еврейским народом Торы. И нужно понять: что же мы празднуем? Первый ответ, который сразу приходит в голову, это то, что мы празднуем то, что произошло на горе Синай в этот день. Однако это не так, ведь написано в трактате Шабат, что Моше рабэйну добавил ещё один день, т.е. в тот год мы получили Тору на день позже. 


Кроме того, поученные Моше лухот а-брит – скрижали завета, символ передачи Торы – были разбиты через 40 дней после получения, а новые были получены лишь в Йом Кипур, после прощения хет а-эгель (греха Золотого тельца). То есть днем получения Торы – той Торы, которая сегодня у нас в руках, – на самом деле является Йом Кипур! И так говорит Раши в трактате Таанит 26б. Там гмара обсуждая пасук из Шир а-ширим (3:11)«… в день радости его сердца…», говорит, что день радости – это день передачи Торы. И Раши (כו: דה”מ זה מתן תורה), поясняет так: «[Имеется в виду] Йом Кипур, когда были даны последние скрижали». Т.е. если бы речь шла о прошедшем событии, то гораздо правильнее было бы праздновать получение Торы в Йом Кипур.

Так что же мы празднуем? Чтобы понять это, нужно вначале разъяснить, что такое время.  

 

 

Время
В книге «Даат Твунот» Рамхаль объясняет, что весь мир создан для того, чтобы раскрыть единство Творца. Т.е. существует определённая духовная реальность, которая раскрывается во времени.
Давайте представим себе многогранный бриллиант, каждая грань которого – произведение искусства. Чтобы по-настоящему насладиться таким бриллиантом, нужно внимательно рассмотреть каждую из его граней. Мы не способны воспринять все грани сразу.
Время, как известно, имеет годичную периодичность, т.е. год представляет собой логически завершённый духовный цикл.  Это заложено в самом названии года на святом  языке: шана. Шана происходит от слова шинуй, повторение.
Хорошим  примером может послужить призма. Предположим, нам должны раскрыться некоторые световые объекты. Понятно, что хотя они и отличаются друг от друга, но раскладываются в призме на одинаковые спектры, т.е. в одном месте всегда будет красная часть этого объекта, в другом жёлтая и т.д. . Так тот духовный свет, который должен раскрыться в данном году, раскладывается в  годичные рамки. А, как известно, все заповеди, связанные со временем - это адекватная реакция на происходящие в данный момент события.
Т.е. подобно тому, как мы каждый год в Песах заново выходим из Египта, в Шавуот мы получаем Тору.

Но теперь нам следует понять, что же произошло (и происходит) в Шавуот.
Мудрецы постановили говорить в праздничных молитвах и кидуше «день передачи Торы»? Что это значит — передать Тору?

 

 

Тора и человек – корень творения.
Тора является корнем творения. Как дерево, выросшее из зерна, является лишь продолжением и раскрытием этого зерна (и нет в нём ничего, что не являлось бы развившейся частицей этого зерна), так и всё творение есть результат развития, раскрытия Торы.
Всё творение построено по причинно-следственному принципу,  т.е. вначале следует замысел о первичном, потом для реализации этого замвысла появляется замысел о том, что для этого необходимо. Сейчас объясним подробнее. Корень любой сущности находится в точке, в которой появляется конкретный замысел о ней, а до этого она – лишь часть общего.
Т.е. корнем всего творения является также и Человек. Вроде бы Адам а-ришон был частью творения, однако замысел о нём – его духовный корень – предшествовал творению, ведь всё было создано только для того, чтобы Вс-вышний мог сделать добро человеку, вначале появился замысел о человеке, а уже после, ходимость в творении.

Другими словами, Тора и человек – единый корень творения. И до определенного момента (до греха первого человека) они были единым целым. Для чего это надо? Чтобы это понять, нужно зайти в глубокую тему: награда  и наказание.  

 

 

Мицва, награда и наказание.
Известно, что Творец создал всё творение, чтобы дать человеку бесконечное добро – будущий мир. Мицва – это действие, в награду за которое человек заслуженно получает будущий мир. Ведь подарок, в отличие от заработанной награды, имеет недостатки: во-первых, человек стесняется его получить, во-вторых, речь ведь идёт о вечном существовании, а если тот, кто его даёт, не обязан этого сделать, то всегда есть страх, что когда-нибудь халява закончится.
И так Аризаль, объясняет мишну из Пиркей Авот (4:2)«Награда за мицву — мицва, награда за грех – грех». Он говорит: так как желание Вс-вышнего делать добро, то мицва – дать Вс-вышнему возможность дать награду за мицву, т.к. это Его истинное желание, и так же наоборот – большой грех «заставить» Творца
наказывать.

Внимательный читатель задаст вопрос: «Минуточку, но речь идёт не просто о награде, а о бесконечном удовольствии будущего мира, который получают за конечное материальное действие. К примеру, мудрецы говорят, что «награда за один правильно сказанный омен больше, чем все удовольствия всех когда-либо живших людей». Мало того, она – бесконечна во времени! Разве это называется заработать?! Ведь если некий богатый человек скажет бедному: «Скажи: «Оп-па!», – и получишь 1000 долларов», то всем понятно, что зарплата здесь – максимум 10 центов, а остальное подарок. Да и весьма сомнительна эта зарплата в 10 центов – ведь богачу это не нужно!
По поводу «заинтересованности богача» ответ известен. Мы каждое утро говорим:«Желающий делать добро создал понятие славы Своего имени»,т.е. начиная с того момента, Ему нужно наше служение. Но как объяснить такое несоответствие между трудом и наградой за него?

 

 

Доля в Творении
То, о чём мы сейчас будем говорить, крайне важно для правильного понимания одного из 13-и основ веры — принципа награды и наказания. Эта тема волнует любого человека и, несомненно, является основной движущей силой духовного роста. К сожалению, многие довольствуются поверхностным пониманием этого принципа
Представим себе, что человек нашёл кусок серебра и сделал из него великолепный кубок. И вдруг обнаружился хозяин серебра, который потребовал вернуть потерю. Кому принадлежит кубок? С одной стороны, серебро принадлежало потерявшему, с другой – серебра в исходном виде уже нет, а есть кубок, и это – уже нечто иное.
Мы понимаем, что на самом деле они стали совладельцами кубка: стоимость материала относительно стоимости кубка – это доля бывшего хозяина серебра; а то, насколько работа придала серебру ценность относительно стоимости кубка – доля мастера.

Так вот, для того, чтобы дать нам бесконечную награду Творец дал нам возможность изменять само творение. А именно, сама Тора была передана нам и таким образом мы можем через неё всё творение. Мы слились с ней в единое целое. Теперь каждый поступок еврея, его слова и мысли являются частью Торы и меняют ту часть творения, корнем которой является эта часть Торы.

Уже в самом названии нашего народа заключён намёк на это:
ישראל = יש שישים ריבו אותיות לתורה
«Есть 60 десятков тысяч букв у Торы»

Мерилом ценности является то, на сколько творение раскрывает славу Всевышнему, соответствуя его воле, то на сколько в этом свете оно стало лучше благодаря нам—это наша доля(как в примере с кубком).

 А так как творение будет вечно развиваться в сторону улучшения (имеется в виду в сторону раскрытия славы Вс-вышнего), то наша доля в той  его части, которую мы улучшили, в ней мы стали совладельцами (точно как в примере с кубком) и это будет нашей наградой. А так как творение будет вечно, то соответственно, награда за мицву тоже будет вечной,. Но ко всему, Творение будет  вечно улучшаться, и следовательно наше наслаждение будет становиться всё сильнее и силнее(Творец сделал нас такими, что мы это будем воспринимать его адекватно, удовольствие никогда не станет «слишком сильным»).

Теперь также понятно, почему не вечно наказание за грех – последствия греха ограничены: творение будет постепенно улучшаться, и в результате от грехов не останется и следа. Однако недостаток от несделанной мицвы будет чувствоваться всегда, ведь все мицвот, которые должен человек исполнить в течении жизни, должны усовершенствовать его духовный план и довести его до совершенства. Про это сказали мудрецы, что «испорченное нельзя исправить».
То что, человек не доделает, сделает за него Творец, но эти части будут не его натуральными, а искусственными, и это будет чувствоваться.
Мерилом ценности является то, насколько творение раскрывает славу Вс-вышнего, соответствуя его воле, то, насколько в этом свете оно стало лучше благодаря нам, и это – наша доля.

 

 

Шавуот – возвращение к корням.
Как же исторически появился Шавуот.
Мы говорили выше, что Тора и Адам Аришён – единый корень творения. Так это было у первого человека, который являлся «совладельцем» всего творения и был связан с Торой.
Но из-за греха Адам а-ришона в человека проникла духовная нечистота, отделяющая нижние планы человека от его верхней духовной части. В последующих за Адамом поколениях этот разрыв только увеличивался. Написано в мидраше, что когда дошло до поколения потопа, Вс-вышний снова захотел дать им Тору, но они отказались, и поэтому были стёрты с лица земли – для них связь с Торой была потеряна безвозвратно. Ноах же, как пишет Раши, учил Тору.
После него было 10 поколений, которые грешили, и связь с Торой была нарушена, пока не родился Авраам, который после долгих поисков истины пришёл к выводу, что в мире существует единый Творец. И стал искать Его. Творец открылся Аврааму, и он понял великую тайну творения: оно создано для того, чтобы Вс-вышний мог дать награду. Тогда Авраам определил свою задачу в жизни: создать таких людей, которым Вс-вышний сможет дать эту награду (в том числе и себя).
Написано в Пиркей Авот (5:з): «10 поколений было от Ноаха до Авраама, которые злили Творца … пока не пришёл наш праотец Авраам, и получил награду за всех».
Вроде бы не понятно, какая награда полагалась им всем – ведь они злили Вс-вышнего? Как мы говорили выше, каждый человек рождается, чтобы получить колоссальную награду, которую приготовил ему Творец. Но для этого он должен исправить ту часть творения, за которую он ответственен. Поколения между Ноахом и Авраамом были грешниками, и ничего не исправили. Авраам взвалил на свои плечи тяжёлую задачу исправления, и в конце концов мир будет исправлен благодаря Аврааму, и соответственно его наградят за исправление всего мира: то, что должны были сделать те 10 поколений.
Исправление мира продолжил Ицхак. У него родились близнецы, которые должны были закончить искоренение греха Адам а-ришона. Однако Эсав не выдержал тяжести возложенной на него работы, сломался и стал злодеем.

В одной из бесед мы упоминали, что жизнь — это реализация своего духовного потенциала (подобно источнику живой воды, который раскрывает наверху то, что у него в глубине). Поэтому нечестивцы называются мёртвыми – их потенциал не раскрывается, подобно мёртвому, у которого теряется связь между душой и этим миром.. В день, когда Эсав сломался и встал на плохой путь, он продал свое первородство, сказав при этом, что идёт умирать, и оно ему не нужно (Берешит 25:32).
Пришлось Якову купить первородство (включающее женскую половину – Лею). Он приобрел тот положительный духовный потенциал, которым обладал Эсав, чтобы впоследствии реализовать их общий потенциал и создать основу для исправления всего мира.
Они были пророками и соблюдали всю Тору, но для полного выполнения воли Вс-вышнего в мире необходим целый народ, идущий путём Торы.
Чтобы подготовить души народа к принятию Торы, пришло египетское изгнание, очищающее от духовной нечистоты через страдания и другие процессы (в том числе, 10 египетских казней). Через 49 дней после выхода из Египта евреи достигли уровня Адам а-ришона до греха, отчистились от всякой духовной грязи, и должны были жить вечно.
В этот момент они получили Тору – слились с ней, образовав единое, взаимосвязанное строение: наверху – Тора, и далее – дом Израиля, спускающийся с высокодуховного до материального.
Так возник праздник Шавуот: плод тяжёлой работы праотцев по исправлению мира, последовавшее за этим египетского изгнание, создание еврейского народа и выход из Египта. При передаче Торы мы достигли духовного уровня Адама до греха, и если бы не история с Золотым тельцом, то со злом было бы покончено уже тогда… И хотя мы этого не ощущаем, во время праздника мы опять поднимаемся на величайший духовный уровень, как написано в Иерусалимском талмуде (трактат Рош аШана פ”ד ה”ח). Понятно, что по окончании праздника мы постепенно опускаемся на привычный для нас уровень, но полученный в праздник «квант» духовности распространяется на весь следующий год.

 

 

Антисемитизм.
Из сказанного ранее можно заключить, что мир создан для Израиля. В этом заключена суть одного из самых привычных и самых странных мировых явлений — антисемитизма.
Говорят мудрецы (Шабат, פט.), что «гора называется Синай, потому что там спустилась в мир сина (ненависть)». Духовная сущность народов, управляющая их чувствами, на подсознательном уровне ощущает, что на первом плане находится Израиль. Теперь для того, чтобы достигнуть истинной близости с Творцом, им нужно сделать ещё один шаг – гиюр.
В этом случае проходят процесс, подобный тому, что произошло с нами  при выходе из Египта и получении Торы (хазаль в трактате Йевамот на основании этого учат законы гиюра): присоединяются к высоким духовным корням и становятся с Ним одним целым. Таким образом можно получить свою долю в Торе и достичь огромных высот. Через них также будет раскрываться в этом мире Тора.
Яркий пример этому – величайшие мудрецы своего поколения Шмая и Автальён, учителя Гилеля. Так ветка, привитая к дереву, если хорошо прижилась, то не только получает от корней дерева наравне с остальными ветвями, но и влияет на всё дерево в целом.

 

 

Реализация Торы: диапазон возможностей.
Следует понять один очень важный аспект. После того, как мы приняли Тору, она раскрывается в этом мире через нас – ведь мы её нижняя часть. То, какая из глав Торы раскроется, зависит от нас.
Это заложено в самом имени нашего народа. Слово Исраэль можно разбить на יש-ר-אל («Еш» – «рейш» – «аль»). «Еш» – это «сущее», т.е. всё сущее может принадлежать нам, если мы будем на должной высоте. «Аль» – нет, т.е. может быть ситуация, граничащая с нашим полным уничтожением. А посередине – буква «рейш», которую можно понять как «рош» — глава, голова; или как «раш» – бедный, у которого нет ничего. Т.е. это буква, предполагающая переход из одного состояния в другое. Другими словами, в имени народа Исраэль заложен весь спектр возможностей развития: от величайшего состояния до очень низкого.
Говорят мудрецы, что евреи сравниваются со звёздами и с прахом. Если мы на высоте, то мы выше звёзд, т.е. мы выше влияния зодиака, и можем улучшить свою судьбу, предначертанную звёздами, выйти за их рамки. А если мы опускаемся, то нас могут сделать прахом.
Когда мы приняли Тору, мы были на высочайшем уровне, и весь мир почувствовал – что-то происходит. Во времена царя Шломо мы были на величайшем уровне, и слава Вс-вышнего была велика настолько, что очень многие неевреи хотели принять гиюр. Мы были во главе всего мира. Схожая ситуация была и после пуримского чуда.
Но есть времена, когда народ бросал Тору. Тогда в мире раскрывались другие главы Торы (например, Дварим 29:19 и дальше).
Но есть времена, когда народ бросал Тору. Тогда в мире раскрывались другие главы Торы (например, Дварим 29:19 и дальше)…А вспоминаю «шутку» времен ГДР, услышанную в 1995 году в Берлине.

Вопрос:
- Сколько евреев влезет в «трабант»? (Трабант – маленькая неудачная машина производства ГДР, про которую ходило много шуток.)
Человек обычно неуверенно отвечает:
- 4..?
- Не угадали, 24: четверо на сиденья, 20 в пепельницу.
Эти страшные события также является раскрытием божественной Торы. Для многих вопрос Катастрофы является ключевым – он заставляет чувствовать себя евреем. Однако его часто используют в качестве повода оставаться с «неразрешимой» дилеммой – где же был Вс-вышний? Мы не будем останавливаться на этой теме, а лишь вспомним некоторые факты.

В одном концлагере был немецкий священник, который несколько дней наблюдал за тотальным уничтожением румынских евреев, а потом побежал к себе в комнату, схватил крест и стал кричать: «Dass kann nicht sein! Dass kann nicht sein! Dass ist ein Goetliches Volk!!!» («Этого не может быть! Этого не может быть! Это б-жественный народ!!»), и сломал свой крест.
Для многих вопрос Катастрофы является ключевым – он заставляет чувствовать себя евреем. Однако часто его используют в качестве повода оставаться с «неразрешимой» дилеммой – «где же был Вс-вышний»? Нужно помнить, что мы причастны к подобному ужасному раскрытию Торы.

 

 

Учеба – связь с Торой.
И ещё один аспект, связанный с получением Торы.
Известно выражение мудрецов из Пиркей Авот , что истинная свобода – это Тора. Что такое настоящая свобода? Это делать то, что я по-настоящему хочу. Написано в книгах, что, так как корень еврея очень высоко, в Б-жественном, то его истинное желание – делать добро. И многие из нас, поразмыслив над вопросом: «Что же я хочу больше всего на свете, каково моё самое заветное желание?», придут к выводу, что желание это – чтобы всё было везде хорошо, то есть правильно. И история не раз доказывала это: даже те, кто оторвался от Торы, всё равно пытались переустроить мир, чтобы он был «правильным».
Но именно Тора даёт нам знания о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Кроме того, Тора по уровню – выше всего зла, поэтому еврей, который учит Тору, спускает на себя её свет сверху, из тех миров, где нет зла. А свет, как известно, изгоняет тьму: то есть еврей, узучающий Тору, попадает в другую реальность, где власть ангела зла – Сатана – ограничена (Адам а-ришон до греха был полностью связан с Торой, и потому был бессмертен). Если быть точнее, то можно сказать, что всё зависит от степени, в которой человек погрузился в Тору: если он погружён полностью, то сатан над ним не властен (как рассказано в гмаре про царя Давида и про Рабу).

Конечно, не все способны достичь такого уровня, но даже немного света изгоняет много тьмы. Человек, начавший серьёзно изучать Тору, приобретает правильное понимание вещей, силу воли и желание соблюдать заповеди. Он может выйти «из своего Египта», освободится от плена зла и жить правильно, улучшая мир и зарабатывая себе награду.

 

 

Тора сегодня
Сегодня важность связи с Торой особенно актуальна. Ведь человек сильно поддаётся влиянию окружающей среды, которая сегодня полна «живых трупов»(Выше мы упоминали, что такое настоящие жизнь и смерть). Ребёнка с детства приучают быть верным солдатом армии Сатана, ангела смерти: ходить голым, быть наглым, гоняться за удовольствиями, быть эгоистом, гордецом и т.д…На всех языках мира, всеми мелодиями, красками, интонациями, вкусами и запахами мир кричит: «Это так приятно, так здорово и кайфно, прикольно и заманчиво быть живым трупом! Будь как мы!». Так смерть входит в глаза, в уши, в мозг и в сердце.
Автор не говорит о том, что нужно подняться выше: только у очень немногих есть стремление стать выше и лучше, а про наше поколение сказали мудрецы в трактат Сота: «лицо поколения, как лицо собаки». Но хотя бы не опуститься до нижайшего уровня, не потерять человеческий облик – для этого необходимо всеми силами приклеиться к Торе, и это единственный путь духовного выживания.
Рамбам пишет, что по милости Творца в Торе есть различные уровни, так что человек с любыми способностями может найти, что ему учить. Особо способные могут глубоко изучать гмару и алаху. Можно учить мишнайот, Тору, пророков и писание с соответствующими комментариями. Если нет никакой возможности изучать, то хотя бы стараться поддерживать учащихся – это засчитается как сама учёба.
У женщины, как написано в трактате Сота, есть другой, особый путь. И хотя понятно, что все должны учить аллаху, однако основная связь женщины с Торой – через мужа и детей. Изначально нужно стараться выйти замуж за человека, связанного с Торой, и в этом духе воспитывать своих детей. Если, слава Б-гу, она уже замужем, то нужно стараться подтолкнуть их к Торе, «кнутом и пряником». Особенно в эти праздничные дни.
Итак, мы празднуем грандиозный праздник. В этот день мы слились с Торой в одно целое: всё творение было передано нам в руки, и теперь Тора раскрывается через нас. Всё, что происходит с нами и с миром – это раскрытие Торы, и всё творения сделано только для нас. На нас возложена очень почётная (и хорошо оплачиваемая) задача: выполнить и раскрыть волю Вс-вышнего в этом мире, чтобы получить всю колоссальную награду в будущем, которую Он жаждет дать.

Новые комментарии: