ПЕРЕВОД ТОРЫ УЖАСЕН КАК ГРЕХ ТЕЛЬЦА

 

В трактате Софрим (гл.1) приводится история о пяти еврейских мудрецах, записавших Тору на греческом языке по приказу царя Птоломея. Это был тяжкий день для еврейского народа - «как день плавления золотого тельца, потому что не может быть переведена Тора должным образом».

 

Трагические дни месяца тевет

В этом уроке мы постараемся понять слова из слихот, которые произносят во время поста 10-го тевета:

Вспомню ту тяжёлую пору, которая была у меня. Поразили меня тремя ударами:

- пригасили [мой свет] в 8-й [день] сего месяца - и справа, и слева. Ведь по поводу 3-х [дней] установлен пост. И царь Греции вынудил меня написать Закон по-гречески. На моей спине пахали пахари и оставили борозды;

- я был в гневе из-за позора и бесчестия в 9-й [день ]месяца [тевет]. Померк надо мной плащ из света, и был забран венец мой, произносящий прекрасные речи - софер Эзра;

 

- а 10-го дня было приказано пророку, сыну Бузи (Йехезкель 24:2): «Напиши себе в книге пророчества народу этому, противному и позорному: откуда это? У Йехезкеля этого нет. Это перевод слихот, и так там написано«Сын человеческий, запиши себе имя этого дня, самый день этот; осадил царь Бавеля в тот день Йерушалаим».

 

Мы видим, что случились в эти дни три трагедии:

- 8 тевета Тора была переведена на греческий язык (период: середина эпохи Второго Храма);

- 9 тевета скончался софер Эзра (период: начало Второго Храма);

- 10 тевета царь Вавилона взял в осаду Иерусалим (период: завершение эпохи Первого Храма).

Говорит гмара в трактате Таанит, что после перевода Торы «на три дня спустилась в мир тьма», и приводит мнение мудрецов, согласно которому все 3 дня являются траурными, и потому следовало бы установить длинный пост (но это, разумеется, не возможно, так многие не могут поститься 3 дня). Однако там сказано, что не объяснили мудрецы, в чём причина траура 9 тевета.

Некоторые комментаторы говорят, что в этот день родился тот, кто стал основателем новой «религии».

 

 

«Новый Израиль» и Мишна

Сказано в мидраше:

И сказал Б-г, обращаясь к Моше (Шмот 34:27): «Запиши себе это (Тору), ибо оно - основа союза моего с тобой и с Израилем». Об этом сказано (Ошея 8:12): «Если бы ему записал учитель его [т.е. Я] Тору Мою, то они [евреи] считались бы как чужие!»

Сказал раби Йегуда бар Шалом: «Когда сказал Вс-вышний: “Запиши себе это (Тору)…”, Моше попросил записать [также и] мишну (т.е. Устную Тору).

Но Творец предвидел, что народы мира переведут Тору на греческий и прочитают её, и станут утверждать: мы — [новый] Израиль, и тогда вопрос (о том, кто же является народом Израиля) будет висеть без решения. Но вот скажет им Вс-вышний: «Вы утверждаете, что вы дети мои? Не знаю, не знаю...Ведь те, в чьих руках мои тайны — они дети мне!»

И ответил Он Моше: «Хочешь ты, чтобы была записана мишна…Но тогда чем будет отличаться еврейский народ от других? Иначе [надо]: дай им Писание, а мишна будет устной!». Согласно этим словам - [осталась] устной мишна.

Пишет Яфе тоар (один из комментаторов), что

мудрецы сообщают нам здесь о том, чем гордятся Эдом, Амон и Моав: что Ашем выбрал их вместо евреев и дал им Тору. Взяли они этические ценности нашей Торы и положили их в основу своих религий, которые выдумали сами. А если бы у них, не дай Б-г, была еще и устная Тора (мишна), то украли бы всё, и можно было бы ошибиться (кто в действительности является Израилем). Но теперь, поскольку нет у них мишны, всем понятно, что их религии - ложь.

Именно перевод Торы на греческий язык дал другим народам возможность утверждать: союз Творца с Израилем расторгнут и заключён с ними. В силу возникновения у них такой возможности эти три дня в тевете стали днями тьмы. И чтобы понять все это, нам понадобится разобрать то, что скрыто в словах мудрецов.

 

 

Изгнание Торы

Про 10 тевета мы знаем (Йехезкель 24:2): «Сын человеческий, запиши себе имя этого дня, самый день этот; осадил царь Бавеля в тот день Йерушалаим». А 8-го тевета царь Греции окружил Тору, и поставил её в осаду.

Тора не может быть должным образом переведена на греческий язык, так как у греческих слов есть соответствующие этому языку ассоциации. Перевод Торы соединяет ее с чуждой системой мышления, культурой. Это и помещает её в осаду. А чем красивее язык перевода внешне, тем в большей «осаде и заточении» находится Тора. Ведь эта - не красота Торы, а красота чуждой культуры, где сочетания слов и понятия гармонии совершенно иные. В этом заключается изгнание Торы.

Господство Греции над нами записано в стихе (Берешит 9:27): «И даст Вс-сильный простор Йефету, и будет обитать в шатрах Шема». В постановление Небесного суда о нашем изгнании был включён факт того, что евреи попадут под гнет других народов, как сказал раби Йоси бен Кисма (Авода зара, 18а):

 

Когда заболел раби Йоси бен Кисма, пришёл его навестить раби Ханина бен Традьен. Cказал ему [раби Йоси бен Кисма]: «Ханина, брат мой! Разве ты не знаешь, что народ этот поставили царствовать с Небес. [Смотри], ведь они разрушили Его дом и сожгли Его дворец (дать общую ссылку на урок), и убили Его благочестивых евреев, и истребили лучших Его людей, и всё же ещё существуют…Но [при этом] я слышал о тебе, что ты собираешь большие собрания людей и обучаешь их Торе, и свиток Торы у тебя за пазухой!» Ответил ему [раби Ханина бен Традьен]: «Смилостивятся с Небес!». Сказал ему [раби Йоси бен Кисма]: Я тебе говорю логичные вещи, а ты мне “смилостивятся с Небес”. Удивлюсь я, если не сожгут тебя и твой свиток Торы в огне» […]

Прошло немного времени, и умер раби Йоси бен Кисма. Вся знать Рима вышла провожать его в последний путь, и сделали ему большую панихиду. А при возвращении обнаружили раби Ханину бен Традьена, сидящего за изучением Торы в собрании многих людей, и свиток Торы у него за пазухой.

Привели его, и обернули свитком Торы, и обложили виноградной лозой, и подожгли. И принесли куски шерсти, и промочили в воде, и бросили на его сердце, чтобы душа его не вышла так быстро. Сказала ему дочь: «Папа, я увижу тебя в таком положении?» — Ответил: «Если бы сгорел я один, мне было бы тяжело. Но теперь, когда я горю вместе со свитком Торы, Тот, кто востребует за позор Торы, востребует и за позор раби Ханины бен Традьена!»

 

Когда с Небес постановили об угнетении евреев другими народами, то дали народам также возможность преследовать Тору ( например, сжигать раби Ханину бен Традьена). И поэтому кажется, что они - главные в мире. На этом базируется утверждение последователей новой «религии» о том, что отныне союз заключён с ними. Своей дочери Ханина бен Традьен сказал: их власть над нами в силу того, что они поставлены они властвовать над Торой. Плохая формулировка. Чем не новый союз? временно?Рэби я не понимаю, а «новый завет» не имеет сегодня власти и не распространён по всему миру? А то, что они сожгли р.Х, можно оспаривать, это же факт? имеется в виду, что внизу им дали власть над Торой, понятно до момента, когда им придётся ответить за её позор.

 

Поймем более глубоко сказанное в этой гмаре.

Раби Ханина бен Традьен обучал устной Торе, т.к. она должна была быть передана [по традиции], чтобы не смог никто утверждать: мы — новый Израиль. Раби Йоси бен Кисма (глава того поколения) открыл ему, что Тора тоже отдана в изгнание (и поэтому публичное изучение опасно). Раби Ханина бен Традьен возразил: «смилостивятся с небес» (Тора защитит).

Именно в этом и заключался их спор: является ли изгнание Торы частью галута, которому преданы евреи по постановлению небес. Раби Ханина бен Традьен считал, что «смилостивятся с небес» над Торой.

Раби Йоси бен Кисма ответил ему: «Я тебе говорю логичные вещи, а ты мне “смилостивятся с небес”».

Ты ошибаешься: мы видим, что Тора попала под указ об изгнании, а значит, именно Она является их целью, и в этом трагедия «убитых этим царством» [мудрецов].

Предсказание Раби Йоси бен Кисма сбылось, и раби Ханина бен Традьен понял его правоту.

Гмара не передает здесь историю о преследовании и гибели многих евреев (в т.ч. великих мудрецов). Это рассказ о попытке уничтожения Торы.

Постановление об изгнании Торы было именно в четвертом, римском изгнании. В Вавилоне и Персии не навязывали чуждую религию. (Гонения на Тору начались при греках как мы видели в начале урока, но своего эпогея достигли при римлянах. И действительно, Рамбан пишет, что римское изгнание является продолжением греческого.)

Очевидно, что Навуходнецар (Вавилон) и Аман (Персия), заставлявшие поклоняться своим идолам, не воевали против Торы - они делали это во имя собственной славы.

 

В отличие от них, именно насаждение чуждой нам религии характерно для последнего изгнания. И так написано у Рамбама в конце «Законов царей»:

Мы находимся в римском изгнании, под гнётом этой чуждой «религии», из-за которой находится в изгнании и наша Тора.

Не случайно, что раби Ханину бен Традьена сжигают вместе с Торой именно в период расцвета устной Торы, соединяющей нас с Творцом в единое целое. Ведь расцвет устной Торы дал нам силы продемонстрировать, что Его тайны - в наших руках. И поэтому изгнание еврейского народа должно происходить вместе с изгнанием Торы. Именно утверждение народов, что они — «новый» Израиль, и есть центральная точка этого изгнания.

«Вот наступают дни, - изрек Г-сподь Б-г, - когда я пошлю голод на землю: не голод к хлебу и не жажду воды, а только слышать речение Б-га. И будут бродить они от моря к морю, и с севера на восток, скитаться будут в поисках слова Г-сподня, но не найдут (его)» (Амос 8:11, 12).

В трактате «Шабат» (139а) сказано, что здесь имеется в виду, что не будет чёткого понимания алахи и мишны в одном месте (Раши: будет много противоположных мнений).

 

Объясняет Маараль, что т.к. Тора — это форма еврейского народа, то указ об изгнании еврейского народа включает в себя указ об изгнании и рассеянии Торы. Почему это здесь, а не в другом месте?Рэбе, но это же то что написано, что Торы не будет в одном месте, т.е. она рсасеяна между мудрецами.

 

 

Эволюция зла

При передаче Торы нам были переданы ключи от всей реальности. Когда получивший Тору еврейский народ грешит, то он повергает в грех саму реальность. Именно той колоссальной силой, которая в наших руках, мы создали реальность греха.

- Грех первого человека

Объясняет Рамбам в «Море невухим»: до греха существовали только правда и ложь, а зла не было.

«И вы будете подобны Б-гу, знающие добро и зло» (Берешит 3:5).

Самым страшным в первом грехе было то, что мы дали существование злу. Таким был первый грех, и таковым стало его повторение.

- Грех Золотого тельца

Чем ужасен грех золотого тельца? Об этом сказали мудрецы: «Как жалко выглядит невеста, которая изменила прямо под хупой».

Грех золотого тельца превратил в существующую реальность самую большую в мире ложь(рав имеет в виду идолопоклоннечиство). Уточнить – о чем речь???

Но ложь и чушь должны были постепенно растаять и исчезнуть. А мы дали чем дали?О чем речь?Нашим грехом им новое существование, и это – подобно греху Адама а-ришона.

Именно той колоссальной силой, которая была в наших руках после получения Торы,(ведь мы снова достигли духовного уровня Адам аришона до греха) мы создали реальность греха. Грех золотого тельца превратил в существующую реальность самую большую в мире ложь. Ложь и ерунда должны были постепенно исчезнуть, растаяв. Всё время, пока существовал йецер а-ра идолопоклоства (т.е. змей – злое начало), посредством него подпитывали свое существование силы зла. Этот йецер был уничтожен мужами Великого собрания (в самом начале периода 2-го Храма), и зло должно было исчезнуть. С тех пор у идолопоклонства не осталось другой силы, кроме как утверждать, что они - новый Израиль.

 

Именно мы дали им новое существование, и это подобно греху Адама а-ришона.

«И вы будете подобны Б-гу, знающие добро и зло» (Берешит 3:5). Самое страшное в грехе было то, что мы дали злу существование, как объясняет Рамбам в «Море невухим» по поводу греха с плодом, ведь до греха существовали только правда и ложь, а зла не было.

Таким был первый грех, и таковым стало его повторение. Всё время, пока существовал йецер а-ра идолопоклонства – т.е. змей, - силы зла питали посредством него свое существование. Когда этот йецер был уничтожен мужами Великого собрания (в самом начале периода 2-го Храма), зло должно было исчезнуть.

С тех пор и далее у идолопоклонства не оказалось другой силы, кроме как утверждать, что они - Израиль. Перевод Торы на греческий язык стал новым витком в развитии зла, т.к. придал ему ещё более сильное существование, несмотря на то, что все это – враньё, небылицы.

«И увидел народ, что все еще нет Моше, которому пора спуститься с горы; и окружил народ Аарона, и потребовал: “Встань, сделай нам божество, которое пойдет перед нами! Потому что человек этот, Моше, который вывел нас из страны Египетской, пропал и не знаем мы, что сталось с ним…”» (Шмот 32:1).

Моше исчез, и еврейскому народу понадобилось найти ему замену

- Учились, как Моше-рабейну

 

 

.

Говорит мишна (Тмура 15:6):

Когда умер Йоси бен Йоэзер, муж из город Црейда, и Йоси бен Йоханан, муж из Иерусалима, прекратились ашкелот. Что такое «ашкелот»? Иш шеколь бо (муж, у которого есть всё).

И сказал рав Йегуда от имени Шмуэля: «Все ашкелот, которые были в среде евреев со времен Моше-рабейну и до дня, как умер Йоси бен Йоэзер, учили Тору, как Моше-рабейну; а с тех пор и далее не учились уже, как Моше-рабейну.

Задает на это гмара вопрос:

[Разве могли учить, как Моше-рабейну, если] сказал раб Йегуда от имени Шмуэля: «3000 законов было забыто во время траура по Моше!» [Ответ:] «Что забыли – то забыли, а что учили – учили, как Моше-рабейну!»

Согласно мидрашу к главе Ваишлах, Йоси бен Йоэзер был убит греками, и до его смерти изучали Тору, как Моше-рабейну.

Т.е. в это время исчезло влияние Моше-рабейну, которое еще долго после его смерти спускалось на еврейский народ. После этого зменилась сила постижения Торы.

 

- Последний из пророков

А в Седер Олам сказано, что в год воцарения Александра умер последний из пророков - Малахи. И если до сих пор пророки предсказывали в силу данного им святого духа, то с этого момента и далее - «Приклони своё ухо и слушай слова мудрецов, а сердце твоё обрати к Моему умуразуму?» (Мишлей 22:17).

Т.е. перестала существовать какая-то иная возможность постижения Торы, кроме как «приклонить ухо и слушать слова мудрецов».

Грех золотого тельца произошел из-за исчезновения Моше. Повторно этот грех пророс в бейт-мидраше, где пропало озарение, спускающееся от Моше-рабейну (т.к. изменилось постижение Торы). В то время одним из руководителей народа был Йеушуа бен Прахия (после периода мужей Великого собрания во главе народа стояли т.н. «пары»: наси (старейшина) и (глава суда). См. 1-ю мишну «Пиркей Авот», дать ссылку на уроки р.Полищука).

Учеником Йеушуа бен Прахия был основатель новой «религии».

 

 

Разрыв с Торой. Ученик бейт-мидраша

Находим в трактате Гитин (57а):

Подняли его из могилы. ]Онкелус, пожелавший убедиться в правильности своего решения пройти гиюр,] спросил его: «Кто значим в том мире?» Ответил ему: «Израиль». Спросил его: «А как по поводу прилепиться к ним»? «Старайся делать им добро и не желай зла: тот, кто тронет их, тот будто задел зеницу Его ока». … Спросил его: «К чему тебя присудили?» «Варюсь в кипящих испражнениях, как сказал мудрец: “Всякий, кто смеётся над словами мудрецов, присуждается к казни кипящими испражнениями”».

Корень приятного запаха в этом мире связан источником жизни. А дурной запах присутствует в вещах, которые сначала были присоединены к жизни, а затем отделились от неё.

Творец вдохнул в наши ноздри дух жизни, и именно с их помощью мы определяем, принадлежит ли какая-то вещь к жизни, или отделилась от неё.

Все наказания в будущем мире являются прямым «переводом» поступков человека из нашего мира в реальность будущего мира?: Он был связан с Торой в доме учения раби Йегошуа бен Прахия; а когда оторвался от Торы, то стал нечистотами. Чем прочнее была связь с жизнью (т.е. Торой), тем более отвратительным оказался запах при отделении.

Тот, кто смеётся над словами мудрецов, выходит из категории получателей Торы, это - нарушение «Приклони своё ухо и слушай слова мудрецов!» А отделившийся от Торы рвет связь с источником жизни.

Из гмары видно, что его проблемой было нежелание принять переход от эпохи озарения Моше к эпохе «Приклони своё ухо и слушай слова мудрецов». (Рав имеет в виду, что он жил в переходный исторический период и не хотел принять форму службы Вс-вышнему, продиктованную новым временем). Поэтому он сделал себя новым Моше-рабейну.

Когда исчезает Моше, то делают тельца. Но если бы у него было понимание, то не оторвался бы от Торы. Ведь он знал бы, что мудрец предпочтительнее пророка, и что Йегошуа бен Прахия, который был в тот период старейшиной Израиля, стоял вместо Моше.

Но он не желал это принять, поэтому остался с утверждением: «этот человек, Моше, который вывел нас из страны Египетской, пропал и не знаем мы, что сталось с ним». Поэтому не было выбора, кроме как поставить вместо Моше тельца.

Все его претензии состоят в том, что это он получил Тору как Моше. И от этого все наши беды: народы мира могут утверждать, что они — Израиль.

 

 

Союз Устной Торы

Но когда закончилось озарение Моше, засиял союз Устной Торы, о котором говорят мудрецы: Вс-вышний заключил союз только на устную Тору. И этот союз заключен с еврейским народом, в руках которого находятся Его тайники.

Тот человек внёс в этот мир фальшивый союз. Но так как Творец дал народам господство над нами (как сказал Раби Йоси бен Кисма), то есть у них также и сила властвовать над союзом Торы. Вс-вышний ведёт себя с миром по типу «кто, как Ты среди немых» (выражение гмары, означающее, что Вс-вышний ведёт себя с творением, как будто бы Он не участвует в управлении мира, и оставляет зло безнаказанным). Только тот, кто прислушивается, сможет услышать «голос с Неба, который воркует тихонечко, как голубка» (выражение из гмары). И «горе сотворённым за то, что опозорили они Тору» (Пиркей Авот 6:2).

 

Эсав

«И этот день был тяжёлым для еврейского народа, как день плавления золотого тельца»

Этим грехом было заново дано существование идолопоклонству.

В начале периода Второго Храма мудрецы устранили йецер идолопоклонства, но благодаря переводу на греческий язык лжи была дана новая реальность, более глубокая.

Ложь откусывает от правды куски живого мяса и кричит: «Мы – Израиль!». Это - ужасная ложь, из ее пасти торчат куски правды, сочащиеся кровью. Тот человек был взят от нас, из нашего дома учения. Это - наши испражнения.? Он - вместе с теми, кто его с удовольствием проглотил. И все это содержится в постановлении небес о нашем изгнании.

«Этот народ поставили царствовать с Небес».

Говорят ученики Аризаля, что в Торе есть место (Берешит 36:6), где написано полное имя Эсава. [Может быть, имеется в виду первенец Эсава (יעוש), и это корень того человека, исходящий из Торы. Ученик Йегошуа бен Прахия — гильгуль Эйсава].

Гилгуль - сложное кабалистическое понятие, которое (поверхностно говоря) означает новое проявление какой-то души в этом мире.

Про Йегошуа бен Прахия сказано в трактате Сота (47а), что он «оттолкнул того ученика обеими руками». Хазаль говорят, что это было ошибкой; следовало приближать его подобно тому, как Ицхак приближал Эсава.

Про Эсава сказано в трактате «Кидушин» (18а), что он – «еврей, изменивший вере». В его время ещё не было закона о том, что «еврей, который согрешил, все равно остаётся евреем», поэтому он стал неевреем.

Когда господство над Торой было передано Эсаву, его царство должно было выступить против Торы. Это и сделал тот человек, который оторвался от Торы, чтобы враждовать с ней. В этом проявилось изгнание Торы.

Ужасное идолопоклонство, обладающее всей мощью «царствования с Небес», не дало, тем не менее, господствовать над нашим сознанием и мыслями. Нам надлежит усилить понимание того, насколько их нечистота — это обман и грязь. Ведь именно от нас они получают свою силу (см. «Пурим – убей в себе Амалека», гл. «Алеф»). Своими грехами мы отдали всё этому народу, которого «поставили царствовать с Небес».

Поэтому мы обязаны позаботиться об исчезновении этой нечистоты. А путь к этому однозначен: сделать для нас наивысшей ценностью устную Тору, которая приобретается только тяжёлыми усилиями, ведь она — Его тайники. И поверить всем сердцем, что истина находится только в этих тайниках, а всё остальное — это грубая ложь.

Мы с нетерпением ожидаем, что скоро, в наши дни, сбудется то, что учили мудрецы про пасук (Бамидбар 23:23): «В свое время будет рассказано Яакову и Израилю о том, что свершал Б-г». И также будем греметь на вершинах гор голос с Неба, и провозгласит: «Тот, кто делал вместе с Б-гом, придёт и получит награду».

Но это в будущем, а сегодня народы мира кричат: мы — Израиль.

Комментарии: