Немного об Агаде

Отрывок из книги рава Ицхака Шнайдера «Тайна еврейского года»

Все нижесказанное рассчитано на знание текста Пасхальной Агады, поэтому если кто-то не поймет многоточий, он может взять текст Пасхальной Агады и найти нужное место.

 

Из тьмы к свету

Мудрецы Мишны установили правило: вначале говорят нелицеприятные вещи, а потом – похвалу. Поэтому мы начинаем с «рабами были…», а потом «идолопоклонниками были …». В чем логика этого правила?

В трактате «Шабат» (77б) рассказывается, как рав Зейра встретил рава Йеуду в очень хорошем настроении. Он понял, что можно выспросить у него все тайны мира. Спросил его:

– Почему, когда идут стада, [черные] козы идут впереди, а [белые] овечки сзади?

– Как сотворение мира. Вначале тьма, а потом свет.

 

А для чего Творец так устроил?

В трактате «Мегила» (12а) говорят мудрецы: ««Я, Даниэль, понял в расчетах» (Даниэль 9:2). «Понял» – значит ошибался». То есть настоящее понимание приходит только через предшествующее этому заблуждение. И так весь мир раскрывает единство Вс-вышнего и весь его план, именно таким способом, от темноты к раскрытию, так как понимание после заблуждений намного более глубокое, как видно из вывода мудрецов о Даниэле. В Торе сказано, что в «начале всего земля была хаос и бесформенность, и тьма над бездною» (Берешит 1:2), а потом Вс-вышний сказал: «Да появится свет!» Это заложено в основе развития мира, – от хаоса, тьмы без очертаний к свету, который все раскрывает. Подобное произошло и при Исходе из Египта. (Только есть спор мудрецов Талмуда, с какого момента надо начинать: с праотцов или с тех, кто был в египетском рабстве.)

 

Духовный корень Египта в «бесформенности»

При Исходе из Египта начала проявляться настоящая форма, имеющая четкие рамки. В Египте не было никаких рамок: разврат, колдовство и идолопоклонничество. Полное отсутствие страха перед Б-гом. Жестокость и подлость по отношению к нам свидетельствует об отсутствии всякой морали. И, действительно, наши учителя говорят, что в тот период там сосредоточилось все возможное зло. Иными словами, Египет был полной бесформенностью, «сырцом» на языке наших учителей. На фоне развала Египта вышел еврейский народ, который принял истинные рамки, определенные волей Творца в Торе. Не случайно армия Египта погибла в воде, символе полной бесформенности, а ради нас даже та вода приняла очень конкретную форму, раскрывающую славу Б-га.

Последнее из 98-и проклятий главы «Ки таво»: «И вернет тебя Б-г в Египет …» (Дварим 28:68) сбывается сегодня. Но потом на фоне полной вседозволенности и отсутствия всяких рамок вдруг наступит период, про который мы молимся «И дай страх, Б-г Вс-сильный наш, всем Твоим деяниям, и ужас всему, что Ты создал. И убоятся тебя все Твои деяния и преклонятся пред Тобой все создания твои. И все станут одной связкой дабы выполнить волю Твою от чистого сердца …» (Вставка 3-го благословления молитвы Амида в Рош а-Шана и Йом Кипур)1. Т.е. весь потерявший всякие границы мир вначале «застынет» от ужаса, а потом примет правильную форму.

 

Четыре сына

При внимательном изучении темы четырех сыновей мы увидим интересную вещь: они разделяются по степени причастности к Исходу из Египта, четыре сына, – четыре возможных варианта.

Мудрый чувствует принадлежность к нашей вере и интересуется каждой деталью. Наивный не так сильно тянется к этому, может быть, в силу невысокого интеллекта, поэтому просто спрашивает: «Что это?».

Неумеющий спросить, – необязательно, дурак. То, что очевидно, что его эта тема не интересует. Однако, в отличии от нечестивца, он еще не решил окончательно порвать связь со своим народом. Так ты попробуй его заинтересовать.

Касательно нечестивца в трактате «Санhедрин» (38б) сказано: «Знай, что ответить вольнодумцу» (Пиркей авот 2:16). Сказал раби Йоханан: «Это сказано в отношении нееврея, но вольнодумцу еврею отвечать не надо, так как он разойдется еще больше». Следовательно, с самим злодеем нечего разговаривать, он для себя уже все решил. И ничего нового ты ему не откроешь. Он уже полностью во власти у сил зла. Но необходимо его обезвредить, поэтому ответь так, чтобы другие за ним не тянулись. «Разбей его зубы».

 

»Дайену« (достаточно)

Перечисляется в стихе «Дайену» каждый этап нашего духовного подъема до получения Торы. «Достаточно» здесь очень непонятно: какой смысл имеет все перечисленное без получения Торы? Отвечает Маараль, – это означает, что Вс-вышний мог остановиться на каждом этапе и дальше мы должны были бы своим трудом этого достичь. Просто Вс-вышний по своему великому милосердию поднял нас и на дальнейшие уровни без нашего участия и заслуг. Мы должны осознать это, чтобы быть благодарным Ашему за каждый этап отдельно.

 

Для чего нужно было выйти с большим имуществом?

Б-г пообещал Аврааму, что его потомки выйдут из порабощения с большим имуществом. Почему это так важно, что Творец пообещал об этом Аврааму в пророчестве о рабстве и выходе. Ответ, который мне понравился, я нашел у рава Ицхака Мельцана в «Агадат Агра».

Авраам распространял по всему миру веру во Вс-вышнего. Так сказал царь Шломо: «Мудрость бедного презренна». Человек, который беден, когда он начинает говорить о Вс-вышнем, о религии, о высших материях, то над ним смеются. Мол, понятно, у него в жизни ничего не получается, поэтому он витает в облаках. Этот лузер уходит от реальности в фантазии. А если бы он конкретным парнем и занимался делом, у него бы все получалось и был бы успех, понятно, что такими глупостями он бы не занимался. Так думают неверующие люди, когда бедный человек говорит о религии. А когда Авраам, очень состоятельный человек, говорил, что есть Вс-вышний, который управляет миром, Он раскрыл Свою волю, которой нужно следовать, выполняющий ее получит огромную награду, а невыполняющий – страшное наказание, это воспринимается совсем по-другому. Поэтому Б-г пообещал Аврааму, что еврейский народ будет богатым, устроенным, обеспеченным, и при этом он будут распространять всему миру знание о существовании Творца и о Его воле. Понятно, это будет намного более эффективно, чем если бы они были нищими. Аврааму, который всю жизнь посвятил распространению знания об Ашеме, это было очень важно. Мне кажется, что по этой же причине Вс-вышний пообещал ему самому, что даст богатство и славу, когда выводил его из Ур Касдим2.

 

Почему Вс-вышний захотел, чтобы мы «обобрали» Египет?

Но почему нужно было, чтобы это было сделано в такой форме, а именно, что евреи пообещали, что они вернутся и только одолжили у египтян имущество, хотя на самом деле возвращаться не собирались? На первый взгляд, это было очень некрасиво. Почему Вс-вышний это сделал в такой форме, почему нельзя было просто дать евреям богатство? Правда говорят мудрецы, что народ Израиля гораздо больше разбогател на берегу Тростникового моря. Тем не менее, вопрос остается: почему нужно было одалживать, чтобы потом не вернуть и сложится впечатление, что мы обманули египтян?

Вопрос, обворовали ли мы египтян, уже задавался и обсуждался. В трактате «Мегила» рассказывается, что египтяне пришли на суд к Александру Македонскому, когда он захватил землю Израиля. Они сказали: «У самих евреев в Торе написано, что они нас обобрали. Они только одолжили на время, а потом не вернули». Александр Македонский приказал евреям ответить. Посланец мудрецов сказал: «Вы строите ваше обвинение на Торе. Я вам отвечу, тоже основываясь на сказанном в Торе. Что там написано? Что вы позвали нас пожить, а потом насильно поработили. Так вот, верните все деньги, которые вы нам должны за весь каторжный труд в течение 200 лет порабощения, и тогда мы тоже с вами рассчитаемся». Они попросили три дня на ответ и не вернулись. Т.е. по справедливости мы им ничего не должны.

Но что с первым вопросом? Мне кажется, ответ таков. Египтяне были большими негодяями. Они пригласили нас пожить, а потом захватили и сделали из нас рабов. Понятно, что они были нам должны. Кроме того, когда евреи уходили с маленькими детьми в пустыню и неизвестно было, сколько времени они там пробудут, то понятно, что было подлостью выгонять их внезапно, ничего им не дав. Выгнать многодетные семьи в пустыню почти голыми. А то, что они были нищими, это же не из-за лени. А из-за того, что Египет пригласил их пожить и насильно сделал рабами. Любой нормальный человек понимает, что они должны были что-то дать, хотя бы на дорогу, самое необходимое, минимальные вещи. Однако в Торе сказано: «Не гнушайся египтянина, потому что ты у него жил». Творец хотел, чтобы несмотря на то, что египтяне сделали нам столько зла, мы должны все же помнить о том добре, что они нам сделали: пустили пожить к себе и тем самым спасли от голода, и не позорить их. Кажется, что это то, что Вс-вышний хотел.

Приведем пример. Представьте себе, что человеку знакомый должен $100. Пойти, и сказать ему: «Слушай, ты забыл отдать, взял и до сих пор не вернул», не очень деликатно, его это будет смущать. Есть второй вариант – можно ему намекнуть. Сказать ему: «Слушай, ты понимаешь, мне нужно что-то купить, у меня как раз сейчас нет наличных. Одолжи мне, пожалуйста, $100». Если он нормальный человек, то поймет: «Ой, да, точно, я ж тебе должен».

Египтяне знали, что они нас поработили, они не забыли ничего. Евреи повели себя очень изящно. Они сказали очень красиво: «Слушайте, мы выходим, у нас нет даже элементарных вещей, необходимых в дорогу. Одолжите нам, пожалуйста, то-то и то-то». Драгоценности тоже нужны, ведь неизвестно, сколько времени займет путь, может придется покупать еду и новую одежду. Египтяне должны были понять, почему у евреев ничего нет. Нормальный человек, у которого есть хотя бы капля совести, сразу бы понял: «Да, конечно, ты прав, сто процентов! Теперь, когда мы осознаем, что мы не правы, и сами вас выгоняем, мы дадим вам что-то в дорогу, не отсылать же вас на смерть в пустыню». Египтяне же повели себя абсолютно бессовестно и не захотели ничего понять. Однако, это не причина для нас вести себя недостойно. Мне кажется, что Вс-вышний сделал именно так по этой причине, потому что Он нам сказал, что мы должны помнить, уважать достоинство египтян, несмотря ни на что.

 

Как можно было считать 400 лет с рождения Ицхака?

Вопрос всем известный: как можно было считать 400 лет с того момента, когда родился Ицхак?

Вс-вышний сказал Аврааму, что его потомки будут в рабстве, и их будут мучить 400 лет, а потом Он их выведет оттуда с большим имуществом. Мудрецы говорят, что Вс-вышний сделал добро еврейскому народу, отсчитав 400 лет от рождения Ицхака. На самом деле евреи были в Египте всего 210 лет и до смерти Йосефа и всех его братьев не началось порабощение вообще. Как же можно так считать?

Один из ответов, который кажется очень красивым, я нашел у рава Ицхака Мельцана. Страдания нужны были для того, чтобы очистить еврейские души. И те, кто выйдут после этих мучений, должны быть уже очищенными и подготовленными к получению Торы. Так страдания бывают разные: материальные, моральные и физические. Для людей более тонкой души моральные мучения намного хуже, чем физические. Для людей более грубых духовные страдания менее болезненны, поэтому им нужно физическое мучение, для того, чтобы потом их очистить. Мы видим, например, что потомков Леви не мучали рабским трудом. Тем не менее, им хватило видеть страдания своих братьев. Они были на высоком духовном уровне. Это видно и после освобождения. Они единственные люди, которые не служили «золотому тельцу». Поэтому изучение Торы и то, что они видели, как страдали их братья – этого было достаточно, чтобы пройти то, что обычный еврей проходил, когда его били. Для Авраама, когда родился Ицхак, стало более понятным, конкретным, что потомки этого сына будут порабощены в Египте. Для него это было не меньшим страданием, чем для простых евреев, когда их били по спине в Египте и жестоко порабощали. Яаков и его сыновья осознавали, что надвигается порабощение, и страдали не меньше, чем те евреи, которые испытывали физические муки. Поэтому, действительно, можно было засчитать 400 лет, начиная с рождения Ицхака.

А почему с рождения, а не с пророчества? Потому что пока не было Ицхака, не было понятно, о ком идет речь, не было понятия потомства Авраама. Правда был Ишмаэль, но он не должен был быть в Египте. А когда родился Ицхак, тогда тема порабощения стала гораздо ощутимей.

 

Левиты

Еще один ответ касательно левитов я слышал от рава Ицхака Эзрахи. Египетские страдания были необходимы для того, чтобы отчистить еврейские души от духовной грязи, которая пришла вследствие греха Адама а-ришона. А левитов не мучали тяжелой работой. Так как же очистились их души?

Он привел очень интересный текст из «Зоар», в котором говорит следующее. Талмуд построен не только на основах логики, но и на гораздо более высоких духовных принципах. Мы видим сегодня, что все евреи во все времена главным образом изучали Талмуд. Это была основная часть учебы и для простых евреев тоже. И хотя наши законодатели, включая Шаха, Таза и «Мишна брура» писали, что работающие евреи, которые могут изучать Тору только часть дня, должны основную часть свободного времени посвятить изучению закона, тем не менее, все евреи главным образом изучали Талмуд. Все знают, что евреи – талмудисты. Почему? Совсем не случайно. В этом месте в «Зоар» сказано, как каждый из видов логики в Талмуде исправляет определенные душевные пороки. И «Зоар» находит на это намек в стихах о тяжести египетского порабощения, в тех работах, которыми египтяне мучили простых евреев. Аводат парех – тяжелая работа, а пирха – это логическое опровержение. Хомер – глина намекает на каль ва-хомер – «тем более». Левеним – кирпичи, это слово имеет тот же корень что и лаван (белый), то есть «отбеливание», осветление темы. Каждый вид логической работы при изучении Торы делает определенные, очень конкретные исправления в душе человека. Человек, честно изучающий Талмуд и прикладывающий усилия для понимания его логики, приобретает душевное совершенство3.

Из написанного в «Зоар» следует две вещи. Он раскрывает нам детально, как каждое издевательство над евреями «лечило» определенный духовную область. И то, что через труд в Торе можно добиться того же «лечения». Получается, что левиты, которые изучали Тору, достигли выздоровления без страданий. И, как видно из того, что происходило в пустыне, они оказались на более высоком духовном уровне: не участвовали в грехе «золотого тельца».

Это не противоречит сказанному в предыдущем абзаце, так как сострадание к своим несчастным братьям – тоже часть духовного лечения.

 

Выводы для нас

Рав Моше Шариро заль на уроках приводил упоминаемый в предыдущих беседах отрывок из «Пиркей де-раби Элиэзер» о том, что ишмаэлиты заставят нас кричать Б-гу в конце дне, и говорил: «Если мы станем молиться о спасении как подобает без их «помощи», сбережем реки нашей крови». Это несомненно правильно.

Но из вышесказанного вытекает более общее правило. На нас сегодня лежит необходимость духовного исправления, подобного египетскому. В Египте были две возможности, и они образовались следующим образом. Мидраш говорит, что фараон решил, что с евреями нужно заканчивать, и объявил, что есть угроза для египетского государства, и нужно построить укрепленные города-крепости. И все египтяне дружно «вышли на субботник». Даже фараон в первый день вышел на субботник. (Видимо, нес бревно, как Ленин на первом субботнике, только фотографий тогда не было.) И все бесплатно работали с огромным энтузиазмом. Пришли очень уважительные письма каждому из евреев и там было написано: «Уважаемый гражданин нашей страны! Вы, как истинный патриот родины, должны понять, что нашей родине необходим ваш труд, и поэтому в такой-то день мы все выходим, чтобы строить укрепленные города, крепости». Все, как известно, рванули, кроме одного колена – Леви. Левиты подумали: «Смотрите, мы изучаем Тору, у нас нет времени на всякие глупости. А этот Египет, да гори он синим пламенем». Но это они, разумеется, не сказали, только подумали. А сказали: «Нашей египетской родине пламенный прывет!!!» (имея в виду то, что подумали). И они остались в бейт-мидраше изучать Тору. Мидраш рассказывает, что дальше записали результаты, достигнутые в тот день, кто сколько сделал. Постепенно, как и Ленин, фараон перестал выходить, а за ним египтяне. А евреев стали заставлять работать, требуя результаты, достигнутые в первый день. А так как колено Леви остались изучать Тору, то результат у них в первый день был нулевой. И, соответственно, с них по закону ничего не требовали.

Перед нами сегодня тоже две возможности. Первая, это страдать и кричать Б-гу: «Хозяин мира, смотри, что творится, посмотри, какой позор Твоего имени. Посмотри, как в духовной смерти тонут твои дети. Посмотри, как мы далеки от истинного понимания даже тех крох Торы, с которыми у нас еще осталась связь. А подавляющее большинство Торы мы просто не знаем!!!» А сколько горя вокруг. Что-то страшное, почти в каждом доме своя беда: странные неизлечимые болезни, бедность, неудачи в семейной жизни. Дети, отходящие от религии. Так что очевидно, что мы должны молиться. И «Близок Б-г ко всем с разбитым сердцем…» (Теилим 34:19), «Близок Б-г ко всем, взывающим к Нему. [Но…] Ко всем, кто воззовет к нему по-настоящему» (Там же, 145:18). И, разумеется, труд в Торе, для тех, кому это доступно. Или хотя бы поддержка изучающих Тору.

Либо, не дай Б-г, есть второй вариант – то, что было в Египте. Об этом позаботятся потомки Ишмаэля. Кроме этого, мудрецы говорят, что в будущем Римская империя будет править всем миром. Раши и Тософот спорят, что означает «над всем миром», всем миром, буквально или только евреями во всем мире4. В любом случае, нашим народом будет править Римская империя. Есть предание, что они будут очень сильно нас мучить в течении тех 9-и месяцев, пока не придет Машиах. Мудрецы, однако, говорят прямо, чтобы избавиться от страдания во время прихода Машиаха – нужно прикрепиться к Торе и делать добрые дела. Т.е., легкой жизни не будет. Но от нас зависит, где мы найдем наши страдания, здесь или там. И если мы постараемся духовно расти, а это не так просто, как мы знаем, постараемся, насколько это возможно, изучать Тору, будем стараться делать добро нашими братьям. Слезно молиться за освобождение, за окончание этого позора имени Вс-вышнего. Тогда, вполне вероятно, что мы сэкономим для себя много других неприятностей, которые необходимы для очищения нашей души, подобно тому, как это сделали себе левиты в Египте.

 

Мы и наши дети были бы рабами фараона?

«Рабами мы были у фараона в Египте, и Б-г, Вс-сильный наш, вывел нас оттуда рукою крепкой и мышцей простертой. И если бы Святой, благословен Он, не вывел наших предков из Египта, то мы с детьми и внуками нашими были бы порабощены фараоном в Египте».

Это утверждение не очень воспринимается. Не осталось ни одного государства в том виде, в котором оно в те времена. Да и рабов сегодня почти нет, за редким исключением. Что значит, неужели бы Вс-вышний сделал обратное чудо, чтобы мы были бы почти 3 500 лет порабощены Египтом и фараоном?!

Имеется в виду, что иначе мы были бы настолько погружены в силы зла, что у нас не было бы свободы выбора, и мы физически не смогли бы быть хорошими людьми, как говорилось ранее.

 

История про величайших мудрецов

В начале беседы разъяснялась важность рассказа в эту ночь, что это рассказ о самом Ашеме во всех подробностях. Тогда становится понятным, о чем беседовали мудрецы в Бней-Браке.

 

Как Лаван связан с Исходом из Египта?

Дальше мы благодарим Вс-вышнего, за то, что Он сохранил свои обещания. И вдруг неожиданно Агада приводит историю о Лаване. Кроме этого, меня все время мучили два стиха, в Торе и в Пророках. «Арамеец [Лаван] хотел погубить отца моего. И спустился [Яаков] в Египет...» (Дварим 26:5). Вот так сразу от Лавана к Египту? А история с ангелом Эсава, с Диной, с Йосефом?

«И убежал Яаков в поле Арама, и за жену работал Исраэль, и за жену охранял. И с помощью пророка поднял Вс-вышний Израиль из Египта, и через пророка охранялся» (Ошеа 12:13,14). Тоже очень «плавный» переход, и опять на ту же тему. Этот вопрос не давал мне покоя несколько лет, пока Б-г не помог найти ответ.

Виленский гаон пишет, что история с побегом от Лавана – это как знамение Исхода из Египта, «маасе авот – симан ле-баним», «произошедшее с праотцами – знамение для потомков». Яаков тоже убегал семь дней, тоже забрал его имущество. Рахель забрала его божков. Подобно этому, Вс-вышний разрушил идолов в Египте, а народ Израиля унес их имущество. Мидраш говорит, что пока Лаван гнался за Яааковом, его ограбили, и Лаван вернулся в опустошенный дом. Это подобно опустошенному Египту. После семи дней страха перед Лаваном, Яаков больше с ним не встречался, как мы с Египтом, после семи дней страха перед египтянами перед переходом через Тростниковое море. А до этого Лаван заставлял его работать почти как раба.

 

Теперь понятна связь.

Кстати, эти слова Виленского гаона заодно ответили на мучавший меня вопрос о сказанном в «Зоар» (глава «Ноах»), что Яаков прошел у Лавана тяжелейшее испытание развратом. А в Торе на это нет ни малейшего намека. После сказанного Виленским гаоном мы находим хоть какой-то намек об этом, ведь Египет просто кишел развратом.

 

Маленькое добавление

Рав Ицхак Зильбер заль часто повторял на уроках очевидную вещь: не затягивать рассказы до трапезы. Объяснить текст, выслушать детей, немножко спеть. Рав говорил: «У тебя есть, что рассказать? Вся неделя перед тобой. Каждый день рассказывай. А сейчас все уставшие и голодные, не мучай их». К этому нужно добавить, что есть еще три алахических аспекта: нельзя, чтобы был большой перерыв между трапезой и кидушем. В случае, если пройдет время переваривания, мы потеряем благословление после 1-го бокала. И, наконец, запрещено мучиться в праздник.

Построение Пасхальной Агады

Мой товарищ Сасон Кауфманн показал мне уникальную вещь. Выше говорилось, что Пасхальная Агада – это сценарий, составленный мудрецами для выполнения заповеди «И расскажешь сыну твоему в тот день говоря – ради этого, что сделал со мною Б-г при исходе моем из Египта» (Шмот 13:8). Так вот всю Пасхальную Агаду можно спроецировать в этот стих.

«И расскажешь» – обязанность повествования: «И хотя все мы мудры… на нас лежит заповедь рассказывать об Исходе из Египта» (Пасхальная Агада).

«Сыну твоему» – четыре сына.

«В тот день» – «Можно было подумать, что рассказ об Исходе следует начинать в начале месяца нисана. Но в Торе разъяснено: «В тот день». …» (Пасхальная Агада).

«Говоря» – имеется в виду сам рассказ.

«Ради этого» – «Но ведь там добавлено «ради того», то есть, когда перед тобою лежат маца и горькая зелень (в пасхальную ночь)» (Пасхальная Агада). Здесь объясняется причины, почему нужны пасхальная жертва, маца и марор. Т.е. выше мы кратко упомянули «ради этого», чтобы определить дату, заповеданную для исполнения. А сейчас мы объясняем, ради чего «этого».

«Рабан Гамлиэль часто говорил:

«Еврей не выполнил заповедь рассказа об Исходе, если в пасхальный вечер не упомянул следующих трех вещей: пасхальный агнец (Песах), опресноки (Маца) и горькая зелень (Марор)».

В память о чем во времена Храма, предки наши вкушали пасхальную жертву? … Почему мы вкушаем мацу? … Почему мы вкушаем горькую зелень?» (Пасхальная Агада).

«Что сделал со мною Б-г» – «В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта…. Не только наших предков вызволил Святой, благословен он, – и нас также вызволил вместе с ними, как сказано…».

«При исходе моем из Египта»Алель, Псалмы 113-118, восхваляющие Творца, который построен на упоминании тех чудес и рассказа о будущих чудесах прихода Машиаха.

На самом деле на святом языке в стихе 10 слов, а мы спроецировали их в известных 3, 3 и 1. Это известная в Каббале модель, но так как я не нашел в этом никакого мусара (поучения), то оставим расшифровку этого намека другим.

1 Рамхаль написал, что вся эта вставка – молитва о событиях прихода Машиаха.

2 См. Раши на главу «Берешит» (12:2), что Б-г сказал Аврааму: «Иди для себя, т.е для твоей выгоды», и пообещал многочисленное потомство, богатство и знаменитость. Мне кажется, что Вс-вышний имел в виду: «Я дам тебе все возможности для выполнения того, чего ты желаешь: распространить истинную веру». Правда, тогда непонятно, что значит «Иди для себя», ведь это же ради Творца? Я думаю, что Творец сказал, что все это будет тебе только в прок, ты используешь все по назначению и заработаешь награду в Будущем мире, богатство и слава тебя не испортят.

3 Так можно оправдать предпочтения Талмуда изучению законов. Однако, почему в ешивах изучают трактаты, имеющие малое прикладное значение? Этот вопрос уже задавали одному из глав ешивы. Он ответил, что задача ешив не обучать Торе, а научить молодых людей технике изучения Талмуда, развить логическое мышление и понимание. Поэтому в ешивах подбирают трактаты, наиболее подходящие для этой задачи. Отсюда следует, что люди, которые не собираются стать в будущем большими мудрецами Торы, несомненно, должны выбирать более прикладные темы. А иначе, ученики могут много лет изучать трактаты «Бава кама» и «Кидушин», в которых почти нет практических тем для большинства изучающих, и, при этом, каждый день нарушать закон о 3-х шагах во время молитвы Амида.

4 Интересно, что Раши обычно трактует Талумуд близко к тесту, а тут изменил своему принципу. Но такое же понимания «всего мира» есть в «Зоар» (глава «Шмот») относительно другого высказывания мудрецов.

 

 * * *

Для приобретения печатного издания книги «Тайна еврейского года»  обращайтесь к автору:

- тел. +972-527121276.

- скайп: izhak.shnaider

- WhatsApp: нет

- e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Цена книги 59 шекелей.

380 страниц, формат 24x16,5 см

- скачать оглавление книги и отрывок  здесь....

Комментарии: