Чудеса Моше

Тот, кто поверил вследствие знамений, в его вере есть изъян.

1. Говорит Рамбам в 8-й главе «Основ Торы», алаха 1: « Моше, наш учитель. Евреи поверили в него не из-за знамений. Ведь тот, кто поверил вследствие знамений, в его вере есть изъян, так как возможно, что он сделал эти знамения заклинаниями или колдовством. Но все знамения, которые сделал Моше в пустыне, из-за( по?) необходимости сделал, не для того, чтобы показать  его пророческое величие: ему нужно было утопить египтян - раскрыл море и потопил их там, мы нуждались в еде – спустил нам манн, страдали от жажды – раскрыл скалу и выпустил из неё воду,  община Кораха перестала в него верить – их поглотила земля. И так все остальные знамения. А как же поверили в него? При построении у горы Синай, когда наши глаза видели, а не чужие, наши уши слышали, а не другие – огонь и громы и пламя и он вошёл во мрак, и голос говорит ему, а мы слышим: «Моше, Моше Иди и скажи им так и так». И так сказано: «Лицом  к лицу говорил Б-г с вами…» (Дварим 5:4). И сказано: « Не с вашими отцами заключил Б-г союз этот(, а с вами)»(там 3).  А откуда известно, что только построение у горы Синай – доказательство того, что его пророчество истинное, без изъяна? Сказано: «Вот Я прихожу к тебе в густом облаке, чтобы услышал народ, когда я разговариваю с тобой, и так же в тебя поверят навеки» (Шмот 19:8). Значит, что прежде этого, не верили в него такой верой, которая сохранится на веки, а верой, по поводу которой всё ещё есть разные мысли».

Add a comment

Полный текст: Чудеса Моше

Освятил нам через поражение первенцев

О том, почему ухо еврейского раба, который захотел остаться у своего господина по окончании срока, покалывают у косяка или двери, говорят мудрецы: чем отличаются дверь и косяк от всех остальных частей дома? Сказал Святой, благословенно Его имя: они были свидетелями в Египте, когда Я переступил дверной проем и сказал: Дети Израиля Мои рабы, а не рабы рабов, и Я вывел их из рабства на своду. А этот пошел и приобрел себе господина! Да будет проколото его ухо рядом с ними (Кидушин 22б). Из этих слов выходит, что «Дети Израиля Мои рабы» (Ваикра 25:55) было сказано при поражении египетских первенцев. И так сказано в молитве: «поражающий в гневе всех египетских первенцев и выводящий свой народ Израиля на вечную свободу». Т.е. поражение первенцев и было выходом из Египта. Получается «Я — Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства»(Шмот 20:2) означает «поразивший в гневе всех египетских первенцев» и этим вывел вас из Египта. Это нужно пояснить.

Add a comment

Полный текст: Освятил нам через поражение первенцев