Освятил нам через поражение первенцев

О том, почему ухо еврейского раба, который захотел остаться у своего господина по окончании срока, покалывают у косяка или двери, говорят мудрецы: чем отличаются дверь и косяк от всех остальных частей дома? Сказал Святой, благословенно Его имя: они были свидетелями в Египте, когда Я переступил дверной проем и сказал: Дети Израиля Мои рабы, а не рабы рабов, и Я вывел их из рабства на своду. А этот пошел и приобрел себе господина! Да будет проколото его ухо рядом с ними (Кидушин 22б). Из этих слов выходит, что «Дети Израиля Мои рабы» (Ваикра 25:55) было сказано при поражении египетских первенцев. И так сказано в молитве: «поражающий в гневе всех египетских первенцев и выводящий свой народ Израиля на вечную свободу». Т.е. поражение первенцев и было выходом из Египта. Получается «Я — Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства»(Шмот 20:2) означает «поразивший в гневе всех египетских первенцев» и этим вывел вас из Египта. Это нужно пояснить.

«Ты скажешь ему: сильной рукою вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабства. И было - когда паро противился тому, чтобы отпустить нас, умертвил Г-сподь всех первенцев в стране Египетской - от первенца человеческого и до первенца скота; поэтому я посвящаю Г-споду всех самцов, открывающих утробу, а всякого первенца сыновей моих выкупаю» (Шмот 13:14-15). Нужно понять тему египетских первенцев, почему именно к ним относилась последняя казнь, и почему в силу этого освятились наши первенцы. «Мясо ослов их плоть и поток и коней их потоки»(Ехезкель 23:20). Египтяне очень материальные (осел (хамор) и материя (хомер) имеют на святом языке тот же корень). Маараль объясняет, что они тайна материи в мире. Свойство материала в том, что он несет в себе спектр различных возможностей реализации. Форма, определит, какая из возможностей реализуется в действительности. Египтяне были очень материальными. В их стране имелись максимальные возможности для наслаждений. Все возможное было там, как сказано: «Как сад Г-сподень, так страна Египетская» (Берешит 13:10). Абсолютно бесформенная материя – это нечто совершенно неопределенное. Начало сотворения мира было с тоhу. Но Творец «ведь не тоhу сотворил ее (землю), а создал для заселения» (Йешая 45:18). «А земля была тоhу вавоhу и тьма над бездною (Берешит 1:2). Но Творец не желает тоhу. Поэтому: «И сказал Б-г: Да будет свет» (там). 5 раз упомянут свет в той главе, что соответствует пятикнижию, а потом сказано: «И увидел Б-г, что это хорошо» (Берешит 1:4). Тора выводит мир из тоhу, это же включает в себя выход из Египта.

 

Необходимо было поразить египетских первенцев, чтобы вывести Израиль. Первенец – это начало всего, он имеет всю гамму возможностей. Не знаю, что рав имеет в виду. Египетские первенцы – это максимум материальности Египта, в них видна материальность в полной форме. Именно поэтому еще при первой встрече Моше с паро Всевышний сказал: «Сын Мой, первенец – Исраэль» (Шмот 4:22). Еврейский народ – это форма в мире. Первенец мира – это Авраам. Это порождения неба и земли при их сотворении, бэhибарам» (Берешит 2:4). Говорят мудрецы: «Бэhибарам» - бэАвраам,(בהבראם-באברהם). А первые буквы слов перед этим словом (אלה תולדות השמים והארץ בהבראם) составляют тоhу. Творение начало выходить из состояния тоhу благодаря Аврааму. Рамхаль написал в книге «Милот Йигаен»: все, живущие материальностью, их реалия – это тоhу, они являются на самом деле чем-то неопределенным, готовым к любой возможности, чтобы получить удовольствие. Отвержение тоhу означает раскрыть саму вещь, осознать, что все происходящее – это ее порождение. Наши мудрецы толкуют в Пасхальной Агаде: Я пройду по земле Египта – Я Сам, а не ангел, и поражу всякого первенца – Я, а не сараф, и над всеми богами Египта Я совершу суд

 

Я, а не (Мой) посланец, Я – Г-сподь, Я – и никто другой, т.е. Святой, благословенно Его имя, в Своей славе и собственной персоной. Что означает «в Своей славе и собственной персоной»? Слава по определению – это проявление по отношению к другим. То, что не раскрывается, не относится к категории славы. Но добиться славы возможно только при условии, что раскрывается нечто личное. Само собой разумеется, что если раскрыто все, то нет понятия славы. Только если что-то раскрывается через покровы одеяний, тогда может пробудиться чувство уважения. Известно, что раби Йоханан называл свою одежду «дающее уважение». Собственная персональность не может выйти наружу, так и сама реалия Творца не может оголиться. Но оттуда появляются различные реалии, показывающие Его славу. Живущий в мире тоhу никогда не показывает самого себя, все, что с ним происходит – это дело случая, его поведение зависит от внешних причин, ведь его реалия тоhу без формы. Настоящая личность имеет собственное я. Все поступки – это решения, принятые им самим. Это означает, что все время он раскрывает свою личность. Тоhу – это постоянные случайности, про это сказано «ведь не тоhу сотворил ее (землю), а создал для заселения» (Йешая 45:18 ). Творец не создавал реалию постоянных случайностей, а творение, имеющее свою суть, и все происходящее вытекает их этого. Лаван сказал Яакову: «И сказал ему Лаван: Однако кость моя и плоть моя ты!» (Берешит 29:14). Имеется в виду, что та же реалия, которую я раскрываю, раскрываешь и ты (кость может обозначать «я сам», «самого себя»), а плоть – это само раскрытие. И так он говорит позже: «И отвечал Лаван и сказал Йаакову: Дочери - мои дочери, а дети - мои дети, и скот - мой скот, и все, что ты видишь, мое оно. Но дочерям моим, - что сделаю этим сегодня, или их детям, которых они родили?» (там 31:43). Лаван считал, что их личности взаимосвязаны. Но это было ошибкой, они разошлись абсолютно, «… Я не перейду к тебе за этот холм и что ты не перейдешь ко мне за этот холм …» (там 31:52). Сущность Лавана подобна египетской, поэтому его имя Лаван, белый. Это фон, который позволяет все возможности. Поэтому сказано: «И возгласишь ты и скажешь пред Господом, Б-гом твоим: Арами (т.е. Лаван) (вознамерился) погубить отца моего; а (затем он) спустился в Мицраим» (Дварим 26:5). Между «Арами (вознамерился) погубить отца моего» и «спустился в Мицраим» прошло много времени, с чего вдруг Тора связала их вместе? Говорит Агро, что это «произошедшее с праотцами знамение для детей», произошедшее с Яаковом знак о выходе из Египта. Мы находим много сходного в этих историях. Яаков пришел пожить у Лавана, а пробыл там 20 лет и вынужден был тяжело работать, а потом Б-г помог Яакову сбежать с имуществом, которое было взято от Лавана. Мидраш говорит, что Лаван вернулся домой, а его в это время ограбили и он снова стал бедным. Лаван достиг Яакова на седьмой день, и Яаков очень боялся, что тот его настигнет. А в конце концов был выстроен холм, который разделил их навеки. Это подобно тому, как еврейский народ взял египетское имущество и сбежал. А египтяне начали преследование на 3-й день подобно Лавану, и настигли их на 7-й день, а все это время евреи прибывали в страхе. А после этого, мы распрощались с ними навеки. Поэтому рассказ о выходе из Египта включает в себя также и духовный корень в произошедшем с праотцами. Согласно вышесказанному, у Лавана и египтян есть много сходного. Диспут Лавана и Яакова был в следующем: египтяне – это белый лист, который стремится, чтобы на нем написали все возможное. Но на самом деле, у них нет личности, поэтому с их несоразмерными желаниями от них ничего не осталось. Считая себя всем, они, в общем-то, «полное ничего». Окончательное разрушение Египта произошло в момент, когда стало очевидным, что творение создано, чтобы раскрыть его суть. Говорят мудрецы, что первенцы погибли, когда им раскрылся Сам Всевышний. Само собой разумеется, что когда раскрывается свет истинной реальности, то черная тьма египетских первенцев, полной противоположности тому, что должно быть, максимум тоhу, исчезает. Когда Святой, благословенно Его имя, обошел всю страну Египетскую собственной персоной, Он раскрылся там как Творец мира. Когда раскрылся источник всего творения, тот, кто не имеет с ним никакой связи, аннулируется автоматически. Про это сказано: «И пройду Я по земле египетской в эту ночь, и поражу Я всякого первенца на земле египетской, от человека и до скота, и над всеми божествами Египета буду творить суды, — Я Г-сподь» (Шмот 12:12).

В следствие Его прохода по Египту были поражены их первенцы, и «над всеми божествами Египета буду творить суды». В свете Его славы вся тьма превратилась в ноль и исчезла. Стало очевидным, что другой реалии, кроме раскрывающей корень творения, не существует. А все тоhу, не имеющее внутреннего корня, не имеет возможности существования. Именно в этом моменте заложена святость первенцев еврейского народа. Во всех поколениях первенцы – это корень поколения, все остальные – это только приложение. Само собой разумеется, что у любого человека есть своя личность. Имеется в виду, что относительно общей картины поколения первенцы – это его суть, а все остальные это только повторение. Святость первенца связана именно с тем, что первенец несет в себе суть, корень, это аспект начала во всем. Тора – это не какой-то объект, а суть всего творения, которая определяет всю историю. Принадлежащий тоhу не способен получить Тору, так как последняя сущность всего творения, а тоhу полная противоположность этого. Поэтому получение Торы возможно только после исчезновения материальности египтян. Казнь первенцев являлась раскрытием сущности творения, это и было собственно выходом из Египта. Только в силу этого стало возможным получение Торы, подобно тому, как «Да будет свет» (Берешит 1:3) был выходом творения из состояния тоhу.

 

В главе о пасхальной жертве сказано: «А кость не сломайте у нее» (Шмот 12:46). Согласно сказанному выше можно немножко понять причину этого запрета Торы. Кости – это материальный аспект самой сущности животного. Сущность вещи всегда едина. Ломка кости превращает всю вещь в тоhу. Поэтому мы обязаны остерегаться, чтобы не преломить кость этой жертвы, суть которой в раскрытии самой сущности.

Маца – это единственный продукт, который полностью еда. Она состоит из воды и муки. Добавки в хлебе предназначены для улучшения вкуса, они относятся к материальному. Это внешние вещи, которые не связаны с самим продуктом. При выходе из Египта мы должны быть в рамках сути вещей, есть только существенное, получить саму Тору, квасное должно быть удалено. Оно относится к системе, которую представляет в этом мире Египет. В дни Песаха запрещено держать его в нашем владении.

Свежие статьи:

Комментарии: