МЕХИАТ АМАЛЕК И ОЧИЩЕНИЕ КРАСЕОЙ КОРОВЫ

Написано в Ерусалимском талмуде, в трактате «Мегила», что нельзя, чтобы был разрыв между чтением главы «Пара» и главы «Месяц...». А знаком для запоминания будет то, что во время пасхальонго седера нельзя прерываться между 3-м и 4-м бокалами. Отсюда мы учим, что 4 главы, которые читаются в месяце адар, это определённый процесс, подобно тому, как 4-е стакана в пасхальном сэдере установлены в знак 4-х слов, описывающих избавление, которые символизируют 4-е этапа в процессе избавления.(Обо всём вышесказанном говорилось подробно в уроке «4-е стакана — 4-е главы»).

 

Каждый год начинается новый цикл: «время нашей свободы», «время передачи нашей Торы», «время нашей радости» (слова из праздничных молитв в Песах, Шавуот и Суккот). Каждый год имеет то же строение, как и весь порядок времени в целом: вещи пробуждаются, раскрываются заново. «В каждом поколении должен человек видеть себя, как будто бы он сам вышел из Египта», и так при получении Торы и в облаках славы в Суккот. А к концу старого года мы доходим до ситуации, когда время еврейского народа заканчивается. В месяц адар нам подписали приговор о полном уничтожении, как говорят мудрецы: «Жена, которую выгнал муж, у них ещё есть друг к другу какие-то обязанности и претензии?» Ответил им Творец: «Жив Я, – слово Г-спода Б-га! Рукою крепкой, и мышцею простертой, и яростью изливающейся воцарюсь над вами» (Иехезкель 20:33). Кажется, что союз расторжен и больше не существует. Благодаря пуримскому чуду в месяце, «который обернулся из горя в радость и из траурного в праздничный» (Свиток Эстер 9:22) мы заново родились. Сразу после этого мы начинаем заново со чтения главы « И будет тот месяц для вас начало месцев» (Шмот 12:2), которое базируется на чтении 3-х предыдущих глав.

 

Агро учит нас, что во всех постановлениях мудрецов есть множество тайных причин, а нам мудрецы раскрыли только маленькую часть. Это относится и к чтению главы «Корова». Мудрецы сказали, что постановили её читать, чтобы люди вспоминали про законы ритуальной нечистоты и приносили их Пасхльную жертву, будучи ритуально чистыми. Однако после разрушения Храма этой причины уже нет, а мы по-прежнему читаем эту главу. Т.е. существует ещё много скрытых причин. Попробуем объяснить, что нам раскрывают наши учителя на эту тему.

 

Надо знать, что ритуальная нечистота означает закрытие, закупоривание каналов, а чистота их раскрытие. Слово тамэ (духовно нечистый) означает закупоренный, непрозрачный, черз него не проходит свет. Таор (духовно чистый) означает очищение, раскупоривание засорения. Благодаря очищению исчезает нечистота и приходит чистота. Очевидно, что нет более герметичной «стены», чем смерть. Это нечистота мёртвого, начало начал нечистоты, корень всех нечистот в мире, нет нечистоты, в корне которой не была бы заложена нечистота мёртвого. Человек стал смертным по собственной вине, в этом основа нечистоты. Нет возможности очиститься от нечистоты мёртвого, кроме как открыть минимальное окошко, через которое можно видеть. И это схема осквернения и очищения.

 

Там где находим смерть, находим и нечистоту. Очищение обычно происходит с помощью водовместилища. В книге «Хинух» написано, что ему кажется, что смысл этой заповеди в том, что весь мир создан из воды. А прежде, чем воды собралась в водоёмы, они покрывали всю землю и не позволяли появиться виду человека. Несмотря на то, что они собрались в водоёмы, у них осталась сила покрыть весь мир (как рав объяснял на многих уроках, см. например «Раскрытие Красного моря»). Поэтому, когда человек полностью погрузился в воду и вышел, он погрузился в место, где не существует вид человека, а когда вышел, он как будто новое творение в своей чистоте.

 

Однако, чтобы отчиститься от нечистоты мёртвого, недостаточно только воды. Необходимо побрызгать пеплом красной коровы. Эта глава совершенно непонятна, только Моше, нашему учителю, была открыта тайна этой заповеди. Никто не знал, как разрешается противоречие: она очищает осквернённых и делает нечистыми чистых. Любой рождённый должен умереть и стать тем, кто оскверняет нечистотой мёртвого. Поэтому у него нет возможности подняться выше этой стены и пробить минимальную трещину. Только от Моше не было никакой нечистоты для людей в этом мире. Его похоронами занимался только Святой, благословенно его имя, и место его захоронения неизвестно. Поэтому он единственный, кто мог пробить этот герметичный заслон и постичь, как происходит очищение. Само собой разумеется, что единственная возможность очиститься с помощью красной коровы — это присоединиться к жизни после воскрешения мёртвых. Воскрешение мёртвых для нас совершенно непостижимо, мы можем в него только верить. Все процессы этого мира имеют конец, т. е. заканчиваются смертью. А если из продуктов распада что-то появляется, то это новая жизнь, а не продолжение старой. Заново прожить предыдущую жизнь — это для нас непостижимо. Следовательно, любое проявление жизни после воскрешения мёртвых выше нашего понятия, а значит, и глава «Корова» . Для того, чтобы иметь с этой главой хоть какую-то связь, нужно вначале прочитать главу «Захор». Давайте объясним это.

 

«Помни, что сделал тебе Амалек на пути при вашем исходе из Мицраима. Как он застал тебя в пути и поразил у тебя всех ослабевших позади тебя, а ты утомлен и измучен, и не убоялся он Б-га» (Дварим 25:17,18). Говорят мудрецы, что они брали «обрезания» евреев и подбрасывали ввысь, и наглели и говорили: «Возьми то, что Ты выбрал». Именно в этом центральная точка зла Амалека.

 

«Ты Г-споди Б-же, что избрал Аврама и вывел его из Ур- Касдим, и дал ему имя Авраам (Нехемия 9:7). Это то, что сказано: «И сказал Г-сподь Авраму: Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую Я укажу тебе» (Берешит 12:1). Хотя известно, что Аврам был избран за свою беспрецедентную праведность и верность Б-гу, однако в писании нет на это никакого намёка. Написал Маараль, что это не случайно: именно тут показано, что избранность еврейского народа не зависит от каких-либо причин. Если была бы указана какая-нибудь причина, то можно было бы понять, что при исчезновении этой причины еврейский народ перестал бы быть избранным. Поэтому факт умолчания причин учит нас, что такова воля Творца: его любовь к нам выше всяких причин. Если есть причина выбора, то на самом деле выбирается причина, а не сама вещь, и как следствие этого выбирается данная вещь. Наша избранность сама и является причиной без каких-либо дополнительных резонов. Поэтому причина не указана в Писании.(т.е. праведность Аврама была только условием, позволившим его выбор, но не самой причиной.) Проявлением избранности является союз, заключённый с Авраамом, и все, кто его продолжают, тоже относятся к избранным. Именно этому противостоит Амалек. Он всегда появляется в момент, когда нет причины для избранности еврейского народа, как Аман, например, который сказал своё знаменитое злословие: «И сказал Аман царю Ахашвэйрошу: во всех областях царства твоего есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный (от них); и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их (в живых)» (Эстер 3:8). Он всегда приводит доводы, что предпочтительнее их уничтожить, чем оставить. Он предлагает систему ценностей, в которой уничтожение евреев стоит выше сохранения. Он хочет уничтожить эту точку беспричинного выбора еврейского народа в любой ситуации. Когда еврейский народ находится на высоте, то Амалек спускается вниз и не раскрывает рта. Однако когда мы опускаемся, и, по его мнению, нам не положено больше, чем Эсаву, он тут же появляется и хочет уничтожить нас с корнями. Это символизирует отрезание «союза» и подбрасывание его к верху. Однако именно в такие моменты проявляется вся глубина избранности еврейского народа, выше всякого понимания и логики. И именно из этой точки, где мы навеки соединены со Святым, благословенно его имя, мы снова поднимемся на уровень народа, получившего Тору. Есть учителя, которые объясняют слова 1-го благословения молитвы «Шмона Эсрэ» «маген Аврам» от корня «бесплатно, беспричинно». Проявлением глубины нашей избранности является распространение её на наши тела. Так как Он избрал нас вместе с телом и душой, то мы получим будущий мир вместе с телом и душой. Это очень удивительно, ведь, вроде бы, у нас такие же тела, как и у остального мира? Это глубина, которая нам не постижима: что б-жественного в этом теле, которое почти не отличается от животного, как сказано «Кто знает, дух людей, восходит ли он ввысь, и дух скота, нисходит ли он вниз, в землю!»(Коэлет 3:21)? Но тела светятся тем же божественным светом, что и душа, и они тоже избраны.(На самом деле, это очевидно, так как тело не сотворено само по себе, а потом присоединяется к душе, но является порождением и проявлением души в этом мире. ) Когда Творец избрал нас, то дал нам все достоинства и отделил нас от них на всех уровнях, включая самые низкие. И хотя тела выглядят теми же самыми, однако эти тела имеют потенциал воскреснуть, а те — нет. И всё это благодаря выбору, который в нашем понимании не имеет никакого объяснения. Поэтому победа над Амлеком — это проявление того, что Б-г выбрал наши тела. Следовательно, эта радость требует отстранение разума, чтобы подчеркнуть, что сами наши тела, без соображения, отделены от них и находятся совсем на другом уровне. В этом есть что-то от мира воскрешения, когда воскреснут сами тела, потому что это тела евреев, которые выбраны быть святыми телами, принявшими на себя Тору. Как написал «Нефеш ахаим», что наши тела - «ташмишей кдуша» (предметы, используемые для нужд пергаментов с текстами Танаха), а не «ташмишей мицва» (предметы, используемые для выполнения заповедей). Ведь закон гласит, что вторые после того, как мицва выполнена, можно выкинуть а первые нельзя выкидывать, их кладут в специальные захоронения, так святость не уходит из них после окончания использования. Поэтому мы можем присоединиться к месту, откуда исходит очищение для еврейского народа, это мир воскрешения.

 

Мы обязаны стереть память об Амалеке из нас самих. Рамбам говорит, что причина заповеди вспомнить, что нам сделал Амалек, в том, что нужно пробудить в себе ненависть и враждебное чувство. Чем больше что-то противостоит самому моему существованию, тем больше я его ненавижу. Мы обязаны ненавидеть Амалека, потому что вся цель его существования — уничтожить меня, мы не можем сосуществовать а этом мире вместе, или он или я, «когда этот поднимается, то этот падает». Понятно, что это самая глубокая ненависть, доходящая до максимума возможного, про неё сказано: «Ненавижу их безмерно, врагами стали они мне» (Тээлим 139:22). Благодаря восприятию того, что нашей собственной жизни, угрожает жизнь, которую представляет в этом мире Амалек. Наша жизнь — это его смерть, как сказал Эсав: «Вот я собираюсь умереть, и зачем мне первенство» (Берешит 25:32). В его мире нет связи с первенством, а там где его жизнь заканчивается, там наша жизнь. (См. урок «Творение создано речью и действием», чтобы хорошо понять эту фразу.) Ненависть к нему — это не только теория, мы должны ненавидеть его всем телом и всей душой. Так можно подойти к чтению главы о красной корове.

 

Говорят мудрецы, что Эсав завещал Амалеку следующее: «Сколько раз я пытался убить Якова, но у меня не получилось. Ты отомсти ему за меня». Так что Амалек сконцентрировал в себе всё зло Эсава.

«И сказал (Эсав): Отправляйся в путь и пойдем, и я пойду вместе с тобой. И сказал он ему: Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот дойны, на мне (забота о них). Если гнать их один день, то падет весь мелкий скот. Пусть же пройдет мой господин перед рабом своим, а я буду вести моим медленным (ходом), шагом скота, что предо мною, и шагом детей, - пока не приду к моему господину в Сеир. И сказал Эсав: Поставлю же я при тебе из народа, который со мною. И сказал он: Для чего это? … И возвратился в тот день Эсав своим путем в Сеир. А Йааков отправился в Сукот» (Берешит 33:12,16). И говорит Раши: И он не пошел (в Сеир). А когда он пойдет? В дни Машиаха. Как сказано: «И взойдут избавители на гору Цион, чтобы судить гору Эсава» [Овадия 1, 21]. Тут Яков 1-й раз намекает Эсаву, что он идёт в Сэир. Там, в час, когда Эсав предстанет пред судом, они встретятся.

 

Гмара говорит, что приговор об уничтожении был из-за того, что евреи получили удовольствие от трапезы того злодея, которую Ахшверош сделал в честь того, что по его расчётам прошли 70 лет изгнания. Т. е. пророчество о том, что через 70 лет Всевышний выведет свой народ из изгнания, не исполнилось. А значит и не исполнится, и евреи больше не освободятся, так как союз с ними расторгнут. Это Амалек, который заложен в господствующей ныне религии: все 2 тысячи лет они преследовали и убивали нас, утверждая, что мы больше не освободимся. На основе этой идеи основана их религия, все их мечты и стремления только об этом, доказать, что союз закончен и евреи больше не спасутся. Мы уже упоминали, что если написать имя Эсава полностью (עישו), то это буквы имени основателя их религии, что намекает, что тот действительно был гильгулем (тяжёлое кабалистическое понятие, в грубом понимании реинкарнация) Эсава . Нет более ярко выражения желания уничтожить нас с корнем, как это. Мы не подаём руку Эсаву никаким образов, ни в коем случае. Мы идём в Сэир, «И взойдут избавители на гору Цион, чтобы судить гору Эсава» . Это жёсткая критика тем, кто подаёт руки Эсаву и наместникам основателя их религии. Мы не идём вместе никогда. Мы обязаны пробуждать ненависть и вражду. У нас разные пути. Тот, кто хочет дойти до Сэира в конце дней, идёт в одиночестве, храня в сердце ненависть к Эсаву. Так он достигнет очищения тела в главе про красную корову, обновление жизни, подобное воскрешению мёртвых, исходящему из места объединения еврейских душ. После этого поднимется до « И будет тот месяц для вас начало месяцев» (Шмот 12:2). И к обновлённому началу времени. Что продвигаться в этом направлении, нужно полностью отделиться от Эсава.

Комментарии: