Как бороться с бедой, или "Сынок, я жива!"

     У каждого в жизни полно неприятных моментов. Начиная от настоящего горя (нонбс) и кончая мелочами, которые так любят отравлять нам существование.

Многие "проворные" люди на этом делают бизнес –зарабатывают на консультациях (книгах, семинарах, лекциях) на тему "Как одолеть все проблемы разом?"

** **

Есть и у евреев рецепты. Не буду долго расписывать все тонкости, мне к завтрашнему уроку на Толдот надо готовиться, и еще два миллиона дел, Гемара, контрольные надо проверить, водосток на крыше починить (?). Поэтому даю конспектом. (А кому конспекты читать скучно – пусть посмотрит сразу в конце, там история!)

Итак.

Беда приходит к человеку только для того, чтобы человек исправился. Другой цели в этом феномене нет. Причем под бедой понимайте все что угодно – от укуса комара до – сами придумайте, что еще бывает неприятного.

Источники сразу все не соберу. Их полно. Но возьму лишь Рамбама. Он пишет (?? ????? ?''? ???' ??????): когда еврей видит свой народ в беде – он обязан горячо молиться о его спасении. (Мудрец говорит про народ, а не об одном человеке. Но принцип работы тут такой же.)

И продолжает: однако, если в час беды не молиться и не кричать в адрес небес о спасении – а сказать, что беда пришла естественным образом – мол, это обычная случайность, – то так думать может только жестокий человек, ибо тут же за одной бедой придут другие, еще более трагичные.

Таковы слова мудреца. Первый вывод: отсюда видим, что беда дана для того, чтобы люди молились.

О чем молились? О спасении и избавлении друг друга.

** **

Многие говорят, что рассказы о молитве, которая творит чудеса, несерьезны. Мол, бабушкины сказки. Дескать, лучше бы Всевышний не занимался спасением от неприятностей, который Сам же на нас и наслал. Но пусть их на нас не насылает! Тогда не надо было бы выбираться из трудностей, проблем и несчастий.

На самом деле здесь работает очень простая схема. Смотрите, допустим, мы совершили (ндБ) проступок – и, что часто бывает, не расцениваем его как плохое действие. У вас такое случается? Так вот, вскоре с неба нам будет создана такая жизненная ситуация, которая будет нами же воспринята как бедствие – по принципу мера-за-меру. Т.е., смотрим на антураж неприятности – и обнаруживаем, что он один к одному такой же, как в том нами совершенном проступке.

И теперь мы понимаем, что тот проступок именно так и воспринят небом – как проступок (а не благое или нейтральное деяние).

Вы еще со мной?

Отсюда мы понимаем, что пора исправляться. Т.е., надо починить в себе то качество, которое проявилось в нехорошем поступке.

Другими словами, "попав в переплет", мы решаем (вынужденно, но и добровольно!) сделать тшуву, исправиться. И начинаем молиться. Причем содержание молитвы вкратце таково: я исправляюсь, а Ты отведи от меня беду. Ведь для моего исправления Ты и навел ее на меня, не так ли, Всевышний?

И если наше исправление-молитва искренняя – мы спасены.

Подвожу черту: беда пришла в ответ на мои действия – а ушла в ответ на мою молитву. Что я получаю в результате? Я исправился – вот что я получаю в результате.

** **

А теперь история про силу молитвы. Привел ее в прямом эфире на последнем уроке. Назывался урок "Молитва о других". Впрочем, как раз эта история – о том, что иногда помогает и индивидуальная молитва. Главное – искренность, страсть и желание остаться евреем.

Рассказ из книги рава Ицхака Зильберштейна.

Один еврей переехал из Англии в Америку. Скажем, перебрался учиться из Гейтсхеда в Лейквуд. А его мать осталась в лондонском доме для престарелых – очень дорогом, кстати. Он за нее платил, и все были довольны. И навещал ее не реже раза каждые два месяца. А уж говорили они по телефону, считай, каждый день.

И вот, ему однажды звонят из этого дома и говорят, что мама сегодня ночью скоропостижно умерла, скончалась.

Дело было утром в пятницу, он видит по часам, что на похороны прилететь не успевает (у нас хоронят в тот же день), но организовать по телефону время еще есть. Он связывается с хевра-кадиша, обо всем договаривается. А сам решает приехать на могилу в понедельник утром.

Так все и произошло. Да только раздается у него звонок по телефону на исходе субботы – и мама говорит ему, что она жива и здорова.

Произошла ошибка в офисе того дома престарелых. Ошиблись люди, запутались в картотеке. Не того сына известили о смерти матери. Мама сказала, что ее соседкой по комнате была старая женщина, тоже еврейка. Она и умерла. А почему ошиблись и перепугали ее сына – она уже не знает, на все воля небес.

И действительно, утром в воскресенье ему позвонила директриса того дома и печально стала просить прощение за жуткую ошибку. "Сами не знаем, как это произошло".

А еще добавила, что самая трудная работа ей только предстоит. Надо позвонить сыну той умершей женщины. (Ее, кстати, похоронили на еврейском кладбище. Приехала хевра-кадиша и сказала, что все оплачено.) "Он у нее, как у вашей мамы, тоже один. Живет тут, в Лондоне. Ума не приложу, как сказать ему, что на похороны он уже опоздал".

Потом ему рассказали, что директриса позвонила тому сыну и сказала, что мама скончалась. Тот на удивление холодно отнесся к этой новости и даже не дослушал до конца. Сказал только: "Окей, похороните ее. Мне бы хотелось, чтобы вы сожгли ее труп, такова моя воля".

По еврейским законам, умерших нельзя сжигать – а можно только хоронить в земле. Но это заведение было общим, так жили не только еврейские старики, так что разных способов захоронения они навидались много.

Хотя все знали, что у евреев тело не сжигают. Это страшный грех.

Так или иначе, в середине разговора сын умершей женщины отключился. И директриса не успела сообщить, что похороны уже прошли. Пришлось снова браться за трубку.

На повторный звонок сын отреагировал еще более странно. Только зло сказал: "Значит, старая меня победила", – и вновь прервал разговор.

Выяснилось, что этот человек крестился – и последние года два уговаривал мать тоже сменить веру – для этого ее и навещал. Но она протестовала. А он ее мучил нещадно. Пугал пожилую, болезненную женщину, что распорядится сжечь ее тело после смерти.

И такая перспектива ее жутко пугала. Она не спала ночами, постоянно молилась, чтобы этого не произошло. Все, чего она хотела от жизни – только чтобы ее похоронили по еврейскому обычаю.

И в силу ее горячей молитвы – небесами было устроено так, что женщину – в силу ошибочного звонка! – похоронили-таки по еврейским правилам.

** **

Печальная история. Ну, так мы и начали разговор – про беды и неприятности. Как с ними бороться? Только молитвой. И за себя, если никого нет, и за весь народ. Ибо только мы за евреев и будем молиться, верно?

{fcomment}

Add a comment

Творец и Его камень

Нет, пожалуй, ни одного форума, ни одной сессии – очной или виртуальной, чтобы кто-нибудь не задал извечный вопрос: "Может ли Бог создать камень, который не смог бы поднять?"

Этот вопрос уже всем оскомину набил. Но в который раз поднимается умный ученик и снова спрашивает, еле сдерживая довольную и ехидную улыбку на лице: "А скажите, пожалуйста, господин учитель богословия, может ли Всевышний, о Котором вы тут так долго распинаетесь, может ли Всевышний, если Он на самом деле Всемогущ и Всеумеющ, создать камень и т.д."

Кто с этим вопросом не встречался! Считается, что древние греки, умницы и интеллектуальные задиры, сим вопросом напрочь и навечно закрыли все разговоры о Всемогущем Творце. После них-де говорить о Верховной Силе и Ее безграничных возможностях, смысла нет. Тема исчерпана. Ибо не надо обладать большими способностями в логике, чтобы понять – такого камня Он создать не может, а значит, не всемогущ. Или может. Причем именно такой, что Сам поднять не в силах, – а значит, снова получаем, не всемогущ. Что и требовалось продемонстрировать.

Священники десяти религий бьются в истерике попытке доказать-опровергнуть-разъяснить этот парадокс, толпы профессиональных философов и логиков исписали море бумаги – а вопрос, как торчал неуместным валуном на гладкой равнине, так и торчит поныне. Ни пройти, ни проехать.

Появляются новые ехиды – и снова его задают, с удовольствием отмечая, что нет, ну нет и не будет объяснений тому, как некий "творец" может одновременно создать и поднять неподъемный камень.

В учебниках для американских колледжей принято объяснение, разработанное Теософской организацией Америки[1]. Согласно теософам, на "парадокс о всемогуществе" (так называется вопрос про камень Творца) надо отвечать: "Да, Он может создать такой камень, но это не противоречит Его всемогуществу"[2].

Еврейский вариант ответа (по сути, то же самое, хотя "показательство" надо приводить несколько иное), цитирую буквально: "Нет, этого Всевышний не может сделать, и это никак не уменьшает Его силу, наоборот, это только показывает Его величество" (наверное, величие, но это не принципиально).

В Интернете и бумажных библиотеках рассыпано еще сорок миллионов ответов – и все они, по замыслу отвечающих, исчерпывающие.

Давно уже мной предложен простой и внятный ответ. Не сам придумал – а почерпнул из наших книг. Первоисточника, правда, не нашел: кто будет серьезно ввязываться в полемику с греками? Но этот ответ почему-то забывается, замалчивается. В то время как его можно преподать и детям, и взрослым, а не только людям с высшим гуманитарным образованием, заполнившим наши еврейские форумы и сайты.

Итак, греки якобы изящно показали несостоятельность самой концепции о существовании Высшего, Единого и Всемогущего Творца. А я вот вам сейчас покажу, что они доказали совсем не это. А наоборот, сыграли положительную роль инициаторов мысли для любого, кто этого Творца признает.

Следите внимательно за руками рассуждением.

Какого Творца мы видим в приведенной картине с камнетворением? Ответ: очень простого, того самого, который находится с нами в каменотесной мастерской. Другими словами, это творец[3], которого погрузили внутрь потока времени[4]!

Что мы имеем? Ряд моментов времени. Вот некто стоит перед задачей создать такой камень, камень еще не создан. Вот он в момент создания камня. А вот он стоит перед готовым камнем. Наконец, следующий кадр: наш герой берет на грудь вес камня, вытягивает вверх напряженные руки, вес взят, судьи попытку засчитывают, он победно бросает камень на помост, тяжело дышит. Или альтернативная съемка: камень почти поднят, но сил не хватает – и булыжник летит вниз под разочарованный вздох публики. Последний кадр, финальный: герой получает медаль, все аплодируют. Или – не получает медаль, и все снисходительно похлопывают его по плечу[5].

Видите, сколько моментов? И во всех – наравне со зрителями – присутствует главное действующее лицо: спортсмен-тяжеловес, рекордсмен и наш якобы всемогущий.

Т.е. он, извините, присутствует как бы в трех лицах – конструктор, каменотес и тяжелоатлет.

Но ведь это подлог! Всевышний (настоящий, а не поделочный) создал абсолютно все. Потому мы Его и называем Всемогущим! – Не потому, что Он может сделать даже невозможное[6], а потому, что Он уже все сделал. И в это "все" входят пространство, материя и время. Да-да, поток времени – тоже Его создание.

И как нельзя загнать писателя внутрь его романа, так некорректно рассуждать о Творце, который помещен внутрь Своего Творения[7].

Греки-умницы именно это и продемонстрировали. Находясь в потоке общего времени, нельзя быть всемогущим. А значит, Всемогущий находится вне, влияя на все, что находится внутри, т.е. всем управляя. Причем управляя не из какой-то одной точки потока времени, которую мы можем зафиксировать понятием сейчас, а чистым образом из вне.

Ура. Аплодисменты.



 

[1] Ссылку не даю только потому, что давать внешние ссылки запрещено Уставом Толдот.ру. А то бы дал. И не одну.

 

[2] "Логика" при этом такова. Бог един, но в нем сразу три начала. "Сын" создает проблему (поднимает вопрос, спонсирует проект, называйте как хотите), "дух" создает камень, "отец" его поднимает. – Я не шучу.

 

[3] С маленькой буквы, потому что на самом деле никакой это не Всевышний.

 

[4] Настоящего Всевышнего "загнать" во временной поток невозможно. Как невозможно "загнать" романиста внутрь его романа, он все равно останется наружи, даже если введет в текст персонаж под ником Автор и вложит в него свои слова и мысли.

 

[5] Только (рБ) не подумайте, что я издеваюсь (ндБ) над образом Творца. Ибо никакой у нас на экране не творец, а просто персонаж, нанятый актер, который старается в меру своих ограниченных способностей.

 

[6] Это, кстати, отдельная ветвь парадоксов (их любил покойный Рассел). Типа: может ли Всемогущий сделать Себя Невсемогущим? Многие считают, что перед нами скорее языковая проблема. (Так, Витгейнштейн полагал, что язык не подходит для описания философских проблем, ибо у него своя конструкция, отличная от конструкции философских доказательств.)

[7] Об этом – чуть в другом контексте – я написал в статье, размещенной в моем блоге здесь, на Толдот, и посвященном концепции времени в иудаизме.

Add a comment

Комментарии: