Почему пропала буква самех из главы о первых плодах

Эта глава нам понадобться еще и в следующем уроке, мне кажется стоит её вставить в начале и написать для удобства читателя.

 

И будет, когда придешь ты в страну, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьми начатки всех плодов земли, которые ты получишь в стране твоей, которую Г-сподь, Б-г твой твой, дает тебе, и положи в корзину, и пойди на место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой, чтобы водворить там имя Свое. И приди к коhену, который будет в те дни, и скажи ему: "Говорю я сегодня Г-сподю, Б-гу своему, что пришел я в страну, которую поклялся Б-г отцам нашим дать нам". И возьмет коhен корзину из рук твоих, и поставит ее перед жертвенником Г-сподя, Б-га твоего. А ты возгласи и скажи пред Г-сподем, Б-гом твоим: "Арамеец(Лаван) желал уничтожить моего отца, и сошел он в Египет, и жил там с немногими людьми, и стал там народом великим, сильным и многочисленным. И плохо обращались с нами египтяне, и угнетали нас, и возлагали на нас тяжелую работу. И возопили мы к Г-сподю, Б-гу отцов наших, и услышал Б-г голос наш, и увидел бедствие наше, и непосильные работы наши, и угнетение наше. И вывел нас Б-г из Египта рукою сильной и мышцею простертой, и страхом великим, и знамениями, и чудесами. И привел он нас на это место, и дал нам страну эту, страну, текущую молоком и медом. А теперь вот принес я начатки плодов земли, которую дал ты мне, Б-г!". И поставь это пред Г-сподем, Б-гом твоим, и поклонись пред Г-сподем, Б-гом твоим. И радуйся всему добру, которое дал Г-сподь, Б-го твой, тебе и дому твоему, ты, и левит, и пришелец, что в среде твоей (Дварим 26:1-11).

1/60-я урожая

«И взял коэн корзину из твоей руки ..» (Дварим 26:4).

 

Написал Бааль а-турим, что гематрия слова טנא корзина») = ס («самех») = 60, и в этом есть намёк на бикурим [, которые отделяют и приносят] в размере 1/60 урожая, «поэтому исчезла буква самех (ס) из главы о первых плодах».

Бикурим – это первые плоды, отделяемые от 7 различных видов урожая, которыми славится земля Израиля. В этих плодах находятся самые лучшие вкусы, из которых происходят все другие вкусы. Так написано в «Ликутей Тора» Аризаля.

«Ибо Б-г, Всесильный твой, ведет тебя в страну хорошую, в страну водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах, в страну пшеницы (1), и ячменя (2), и виноградных лоз (3), и фиговых (4), и гранатовых (5) деревьев, в страну масличных (6) деревьев и меда (7)» (Дварим 8:7,8). А где 7?

 

Вкус какого-либо продукта ощущается только тогда, когда его доля в смеси составляет как минимум 1/60 от общего объёма.

Это - известный алахический закон. Имеется в виду, что при этой и большей концентрации продукта в смеси будет чувствоваться влияние этого продукта – например, острота или горечь (но не оригинальный вкус, например, если положить в суп острую приправу, то мы будем чувствовать остроту, а не её вкус, хотя он видимо горьковатая или кисло-горькая….).

 

Если так, то 1/60 первых плодов, отдаваемых Творцу – это та необходимая часть урожая, которая может «придать вкус» тому, что остается у нас после отделения. И во всём, что у нас осталось, содержится «вкус» первинок, которые теперь принадлежат Творцу.

 

 

Круг «самех»

Написано (Берешит 2:21): «И навел Б-г Всесильный сон на человека; и когда уснул Он, взял он одно из ребер его и закрыл (ויסגר) плотью место его». А в Мидраш Раба:

Сказал р.Ханина сын р.А.: не знаю«От начала книги и до этого места не написана буква самех (ס). А когда была создана женщина, то вместе с ней был создан Дьявол Сатан?. Да, да так он на русский переводится, если мешает так вернём на иврит. А если скажет тебе человек (Берешит 2:11): “…Он огибает (הסבב) всю страну Хавила…”? Ответь ему: о реках говорит стих

Эти слова мудрецов абсолютно непонятны, давайте попробуем разобраться.

Написано в талмуде, что ס («самех») и конечное ם мэм софит») висели в скрижалях чудесным образом (контур этих двух букв полностью замкнут). Зоар называет их кругом (ס) и квадратом (ם).

 

Свойство круга состоит в том, что в момент, когда линия перестаёт быть точкой, известен весь дальнейший путь - ведь у полного круга есть только одна возможность (завершения). Поэтому, как только определено, что речь идёт о круге, уже известен конец. Кроме того у круга нет никакого продвижения: откуда он вышел, туда он и возвращается; и так - всё время.

Поэтому круг относится к системам-автоматам, которые постоянно возвращаются в исходное положение. С начала появления круга всё задано, в такой системе нет места для чего-то нового.

 

На стороне мужа ?????

Замечает Хатам Софер в главе «Ваера», что Авраамначало всех праотцев, в то время, как все праматери были потомками Арана.

Аран - брат Авраама, отец Сары, Лота и матери Ривки (т.е. бабушки Рахели и Леи). Мидраш, который приводит Раши, рассказывает, как во время противостояния Нимрода и Авраама у Арана спросили: «За кого тыИ тот ответил: если в итоге победит Нимрод, то он - за Нимрода; но если Авраам сможет выйти из огня живым, то - за него. Авраам остался жив, и тогда в огненную печь бросили Арана, который поддержал брата.

Аран пошёл ради веры Авраама на самопожертвование. Он не бросился в огненную печь сразу, как Авраам, но был готов пойти в огонь, положившись на Авраама. Без того, чтобы опереться на кого-то, он не мог, но вместе с Авраамом был готов к самопожертвованию.

В этом разница между праотцами и праматерями: праотцы силой воли совершенно самостоятельно создали новую реальность. А матери, которые из корня Арана, полагались на отцов.

Мы учим отсюда удивительную вещь: женщина не создаёт новую реальность, а полагается на того, кто реальность делает. Она предназначена быть помощницей, стоящей на стороне мужа.

 

Квадрат в кругу

Как мы уже говорили (см. «Ткият Шофар»), зона собственного «я» - это тот источник, из которого всё выходит, и там отсутствует власть зла. И так мы благословляем каждый день: «Душа (нешама), которую ты мне дал, чиста она». Поэтому любое прикосновение к этому корню очищает (подобно тому, как любое прикосновение к водам миквы обычной воды превращает их в воды миквы).

Дьявол прикрепляется к тем, кто не желает начать ??самостоятельно, а полагается на уже существующие вещи и только продолжает их. Сатан поражает именно точку соединения.

Это то, что Зоар называет «квадрат в кругу». Известно «прозвище» Сатана – «самех-мэм» (т. е. первым идёт круг – «самех»ס , а в нём – квадрат «мэм»ם ). Буква самех полностью «закрыта» сама на себя: любое движение линии в ней ведет к возврату «на круги своя» - к началу, всё заранее предсказано.

В рамках этого круга существует иллюзия возможных прямых (т. е. самостоятельных движений). Ведь если бы не было такой иллюзии, то никто бы его не слушал?. Но это обман, так как мэм существует в рамках самех.

Сотворение женщины - это сотворение формы человека, суть которой присоединиться и продолжить предшествующее ей начало.

Раскрыли нам мудрецы благодаря глубине их понимания, что с этим творением был создан и Сатан, так как именно над этой формой человека, продолжающего уже начатое, у него есть власть. А в первоначальном творении «душа, которую ты дал, она чиста» - там Дьяволу не за что «зацепиться».

Понятно, что мы говорим здесь о мужском и женском начале, которые присутствуют в любом человеке. И уже человек выбирает, что и когда задействовать. Ведь наши праматери были праведницами и до того, как вышли замуж. Здесь лишь имеется в виду, что у них не было сил в одиночку произвести те грандиозные изменения в мире, которые сделали наши праотцы.

 

Первенцы – это тоже начало. Чувство вкуса??

וְלָקַחְתָּ מֵרֵאשִׁית כָּל פְּרִי הָאֲדָמָה

«И возьмёшь из начала всех плодов земли...» (Дварим 26:2).

Первенцы относятся к категории «начало», и согласно сказанному выше это — точка, находящаяся выше вне! (не знаю как правильнее, имеется ввиду духовно выше чем тот уровень где начинается «круг»)круга. Ведь у круга нет начала, так как любую его точку можно назвать началом, продолжением и концом. В главе о первых плодах отсутствует буква самех, и это намекает на выход из реальности, которая всегда опирается на нечто другое (на что? Причину? Создателя реальности? Имеется в виду из-под власти сатана, который пытется уговорить нас, чтобы мы положились на него). И это называется началом.

Говорит гмара (Брахот 40а):

«Деревом», [от плодов] которого ел Адам а-ришон, была пшеница. Ведь младенец не может произнести «папа» и «мама», пока не попробует вкуса зерновых.

А также находим в Теилим (119:66): «Хорошему вкусу и пониманию обучи меня».

Чувство вкуса — также понятие интеллектуальное. Ребёнок не говорит, пока ему нечего сказать. Его желания ещё не созрели, чтобы принять какую-то определённую форму в сознании, и он мог их выразить. Понимание связи между ним и отцом (того, что он полностью зависит от папы), что все окружающие его вещи (и, в том числе он сам), имеют источник — это начало появления сознания у ребёнка. Нет возможности почувствовать вкус, пока его корни не будут опознаны. Младенец, который может произнести «папа», способен чувствовать вкус зерновых.

Все вкусы в определённой степени «раскрывают глаза». Человек создан, чтобы получать удовольствия.

Как объясняет Рамхаль во вступлении к «Месилат йешарим», но добавляет,что место, приготовленное для наслаждений — не этот, а будущий мир.

Все приятные вкусы созданы только для того, чтобы услаждать человека (см. трактат «Псахим» 118б). И еще говорит Тосфот, что в благословении «За всё, что ты создал, чтобы оживить душу всего живого...» имеется в виду «доставить удовольствие».

И именно здесь есть место для испытания и выбора. Когда мы возвращаем Творцу 1/60 всех вкусов, которые нам даны (т. е. начало вкусов), мы принимаем достойным образом то добро, которое нам дарует Творец.

 

Начало удовольствия

Корзина (טנא) - это «тара», в которой приносятся первые плоды (1/60 урожая). Её также отдают коэну. Благодаря этой одной частичке (א = 1) можно пользоваться всеми остальными 59-ю частями (טנ = 59):

טנא = (א=1) + (טנ=59) = 60

Свет этой начальной точки проникает во все оставшиеся частицы (1->59), и поэтому в этой главе нет самех. Само собой разумеется, что самех пропал из этой главы по той же причине, что и при создании человека.

Самех (ס =60) должен быть разделён на 1 и 59. Должен существовать канал, соединяющий все, что нам доступно, с корнем наверху. А если круг замкнулся (ס), то эта вещь оторвана от корня. В этом суть всей главы о первых плодах: принести начало (1/60), чтобы устранить силу зла, заключённую в самех (60), и выстроить пирамиду (טנ↔א), где 1 (א) соединяет с корнем (вместо того, чтобы 60 замкнулось на себе).

Эта глава учит нас сохранять во всех вкусах (удовольствиях) начало, которым порождены все настоящие вкусы (удовольствия), и благодаря этому началу присоединиться к Творцу.

 

Рамхаль в «Месилат йешарим» объясняет, что мир создан для служения человека. Но пока зло находится у него внутри, оно очень сильно, и велика опасность, что человек неправильно использует доступные ему наслаждения. А вот когда он достигнет уровня святости (т. е. приобретёт свою истинную форму и станет по-настоящему самим собой), тогда «его стол — это жертвенник...»: он ест и пьёт, и наслаждается, именно таким образом исправляя всё творение, и этим служит Творцу.

И потому нужно помнить, что отдых, хорошее застолье и прочие наслаждения в шабат и в праздники, когда мы находимся на очень высоком духовном подъеме, являются исполнением заповеди.

 

Коэн в твои дни.

«И придёшь к коэну, который будет в те дни...» (Дварим 26:3).

А разве можно прийти к коэну, который НЕ в те дни? Поясняет Раши (и так написано у мудрецов): Нет у тебя другого коэна, кроме того, который служит в твои дни.

Рамбан же говорит, что такое объяснение скорее подошло бы для судьи, который «в твои дни»: ведь тогда можно подумать, что сегодняшние раввины (судьи) не так мудры и велики, как раньше. Но как это может относиться к коэну?

Поясним слова Раши.

Коэн – это соединяющее звено между нами и Творцом мира. Намёк на это находится в самом слове («ко-эн»), как говорит рабейну Бхайя и другие ришоним: «ко» в переводе обозначает «так», «подобно». Все пророки пророчествовали этим словом: «Так («ко») сказал Г-сподь...».

Имеется в виду, что пророк ищет образы внизу, которые опишут подобие происходящего наверху. «Ко» - точка соединения верхнего с нижним.

Суть коэна, на самом деле, реализовать в материальном мире все «ко»; через него раскрывается внизу находящийся «наверху» замысел Творца. Всё изобилие спускается вниз благодаря служению коэна, он «уподабливает» этот мир тому образу, который находится наверху. В этом и заключается его служение - сделать этот мир подобным верхнему образу, чтобы получить высшее изобилие.

«И придёшь к коэну, который будет в те дни...» означает, что в каждом поколении связь между нижним и верхним выглядит иначе. Поэтому соединение должно осуществляться коэном, который живёт в то время. «Нет у тебя другого коhена, а только тот, кто служит в твои дни».

 

Назвать

А как осуществляется эта связь (благодаря которой все вкусы спускаются сверху вниз), когда нет приношения первых плодов? Написано в трактате Ктубот (105б): «Приносящий дар талмид хахаму, как будто принёс первые плоды».

Т.е. человек, который не желает растратить потенциал получения удовольствия от вкусов впустую, а передаёт это мудрецу, которому они раскроют сердце для более глубокого понимания, он совершает нечто подобное принесению бикурим, и таким образом присоединяет всё оставшееся к «верхам».

Корень всех вкусов заложен в том факте, что человек создан наслаждаться Вс-вышним. Все существующие вкусы (виды удовольствий) в мире происходят из этого корня.

Весь мир гоняется за проявлениями этого корня в мире. Но именно приношение первых плодов возвращает нас к самому источнику – наслаждению Вс-вышним.

По еврейской традиции в Новый год принято есть яблоко с мёдом. Имеется в виду показать, что корень всех вкусов — это духовное удовольствие. В этот день Творец обновляет всё творение, и заново создаёт нас, чтобы мы наслаждались Вс-вышним. Наслаждаясь должным образом, мы удостаиваемся быть созданными заново (рав часто говорит на своих уроках, что в Рош Ашана судится о том, создавать ли человека ещё на один год).

Написано в талмуде, что Эзра установил евреям читать проклятия книги «Дварим» перед Рош Ашана, чтобы закончился год и его проклятия. В одной из вставок новогодней молитвы мы добавляем «и чтобы начался новый год и его благословения». Пишут ришоним, что мужчина זכר = ברכה («благословление»), а женщина נקבה от корня «проклятие»(קבה לי прокляни мне(Бамидбар 22:11)).

Благословение приходит только вследствие моего собственного выбора. Продолжение чего-то в принципе не может стать благословением. Это означает, что благословение приходит из мужского начала, тогда как женская часть, если не присоединяется как положено, а только продолжает что-то по принуждению, там нет благословения, и именно там находится Сатан.

(Рав намекнул здесь на глубокие вещи, проявления которых можно заметить и в материальном мире, но объяснить это в открытом уроке невозможно.)

Да будет воля Всевышнего, чтобы закончился год и его проклятия, и «к нам пришёл новый хороший и сладкий год».

Комментарии: