Сила ссуды

Схема работает очень просто. Один (скажем, R) передает деньги через второго (скажем, U) третьему (назовем его Е). Свою миссию Uвыполняет честно, все довольны. Более того, видя, какой молодец U (ничего не украл), R в следующий раз платит ему за такую же услугу некую плату. Теперь все довольны еще больше.

Сын Хафец-Хаима рассказывал, что ехал он с одним пожилым извозчиком и тот поведал ему историю своей юности. 

Сказал, что однажды он вез его отца, самого Хафец-Хаима. И прославленный мудрец и учитель, по своей привычке разговаривать со всеми людьми, завел с ним длинную дорожную беседу. И настолько они тепло беседовали, что в конце пути возчик посетовал попутчику на свою жизнь. (Признался сыну: "Поверь, никогда никому не жалуюсь, а тут вдруг что-то случилось, сам удивляюсь".)

На эту жалобу Хафец-Хаим сказал ему: "Тяжело живешь? А ты гмах заведи"[1].

"Какой гмах?"

"Гмах ссуд. Людям будешь одалживать деньги".

"Да какие деньги?! У меня на жизнь не хватает. Бывает, детям есть нечего, а тут одалживать!"

"Попробуй. Начни с копеек. Всевышний тебе поможет, вот увидишь".

На том и расстались. Вернулся извозчик домой, подумал, посоветовался с женой – короче, решили они пару рублей отложить на гмах ссуд. Сказали соседям, те посмеялись, потом один из соседей взял пол рубля на неделю, затем второй пришел. Так завелся и пошел работать маленький гмах ссуд.

Люди брали и возвращали. Иногда хозяин гмаха, наш извозчик, добавлял несколько копеек, кто-то тоже приносил, говорил, что жертвует на полезное дело. Так гмах рос и креп. "Теперь у меня, сказал извозчик сыну Хафец-Хаима, сорок рублей, которые вертятся и работают. Огромный капитал. И смысл в моей жизни появился, и людям хорошо". (????? ???? ????)

** **

Главное в этом деле: отложив деньги на гмах, уже никогда на них не смотреть как на свои личные, не брать даже в случае острой нужды. Эти уже не твои деньги, они принадлежат всем евреям.

Трудное условие? Очень. Ибо гмах не копилка на черный день[2]. Гмах – это средство помощи людям, называется – хесед.

** **

Еще раз покажем, как работает механизм. Как известно, Всевышний помогает людям через людей[3]. У Него есть деньги для бедного. Он выбирает меня, чтобы я передал их бедному. Я получаю деньги, встречаю бедного и передаю ему передачу.

Передача может быть цдакой, а может быть ссудой. Ссуда предпочтительней, потому что бедняку морально легче взять деньги на время, чем попросить безвозмездный подарок. Ссуда не обижает. В ней нет ничего оскорбляющего человеческое достоинство.

Когда я передаю деньги (не мои, а те, что оказались у меня и предназначены для передачи), я выполняю поручение Творца. За это мне полагается награда. Какая награда? Правильно, мне еще раз дают возможность выполнить такое же поручение.

И поскольку я прекрасно справляетесь со своей функцией (допустим), Он меня поддержит и материально. Он мне даст мои деньги, не для передачи, а мне на жизнь.

Так работает механизм еврейского обогащения. Хочешь перестать быть бедным, нищим, несчастным и от всех зависимым? Заведи гмах ссуд.

А тот, кто не видит в своем кошелке чужих денег – тех денег, что даны ему небом для передачи другим, – как называется такой человек?

Смотрите, R передал через U деньги для Е, а U взял их себе. Такое иногда бывает. Например, через U идет транзит некоторого энергетического ресурса из R в Е, а U сей ресурс помаленьку откачивает. Как называется этот U? – Верно, так и называется. Мы же не хотим быть такими, верно?

У других народов механизм ссуд и кредитов, векселей и залогов вместе с закладными работает несколько иначе – исключительно на сборе процентов, ренты и лиха (отсюда финансовый термин – лихоимец). Но внутри еврейского этноса проценты исключены. Поэтому изначально разработана совсем другая схема: Всевышний дает мне и говорит: передай нуждающимся, и тогда в следующий раз получишь и для них, и для себя.

** **

В недельном разделе Мишпатим написано (Шмот 22:24): "Если будешь давать ссуду бедняку, то не будь его притеснителем". В том смысле, что, если он вовремя не вернет, не ходи за ним, не мучай, за горло не хватай. Ибо, подобно тому как запрещено есть свинину, работать в субботу или воровать, так запрещено и притеснять того, кто вовремя не вернул тебе твои кровные деньги. Ага, в этом все дело: перестань смотреть на них как на свои кровные.

Но обратите внимание на начало стиха: "Если будешь давать ссуду". Вроде, звучит так: захочу – дам, захочу – не дам. Но в наших книгах написано: везде, где в Торе написано "если" – это твое право, поступай как хочешь, но в трех местах это – обязанность. Слова про ссуду – одно из таких мест. Еврей обязан помогать ссудами другим евреям, если есть такая возможность. Тут нет места для "хочу – не хочу"[4].

Заповедь ссуды выше заповеди цдаки. Выше и труднее.

Но почему-то про силу заповеди цдаки все знают – и все посильно выполняют. А что с гмахом ссуд? Да-да, у вас дома, в вашей семье, у вас лично! Что с вашим гмахом?

(Ничего так закончил эпос? Спасибо за внимание.))



[1] Гмах – касса помощи. К вам приходят и просят. Вы даете. Со свидетелями, оформлением необходимой расписки – но даете! А в надлежащее время вам возвращают. Все дела!

[2] Хотя есть случаи, когда гмах устраивается на время – пока не наступило то, ради чего деньги откладывались. И это тоже очень и очень полезное дело.

[3] Бывает и прямая помощь. Например, ман с неба в течение 40 лет. Или клад на вашем огороде, выкопанный во время окучивания баклажанов. Но это не очень частые явления.

[4] Что касается опасений – вернет ли должник свой долг – то да, это проблема. В Торе дано определение злодея: оказывается это тот, кто "берет ссуду и не возвращает". Поэтому, если есть уверенность в том, что данный человек денег не вернет, то, в принципе, можно поостеречься.

Что касается нашей обязанности возвращать долг – то это прямое исполнение заповеди.

Комментарий отмечает, до какой степени мудрецы старались не нарушить эту заповедь. Известен рассказ о Илеле, который обычно платил привратнику в Доме учений ежедневный грош. Но однажды у него не оказалось денег – и он залез на крышу, чтобы, сидя у верхнего окна, слушать урок. Его завалило снегом, и люди, случайно увидевшие его силуэт, чудом его спасли. Так вот! Он ведь мог одолжить денег и не подвергать свою жизнь смертельной опасности. Тем не менее, из-за того что не был уверен, что ему удастся вернуть долг вовремя, он сделал то, что сделал. (??? ???''? ?????????? ??''?)

{fcomment}

Add a comment

Недельная глава Мишпатим

По материалам газеты «Истоки»

Слово мишпатим по-еврейски означает «законы». Мы приступаем к изучению еврейских законов, которые составляют суть Торы, суть и содержание еврейской жизни. Вернее, приступают к изучению те евреи, которые еженедельно читают соответствующую главу Торы; прочие читатели наших Выпусков приступают к ознакомлению с соответствующей недельной главой. Но будем надеяться, что когда-нибудь в будущем и они сядут учить Тору. По-настоящему.

В предыдущей главе были упомянуты Десять заповедей, полученных нашим народом на горе Синай через пророка Моше. Поскольку они имеют прямое отношение к законам, которыми полна нынешняя недельная глава, то давайте их перечислим: каждый еврей обязан верить во Всевышнего; не признавать ложных богов и не участвовать в изготовлении идолов; не клясться ложно именем Всевышнего; соблюдать Субботу; почитать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не участвовать в похищении людей; не лжесвидетельствовать; не домогаться при помощи принуждения того, чего не удается получить честным путем.

Многие учителя в этих правилах видят краеугольный камень, на котором стоит вся Тора. Но эти правила не самые первые в Торе, есть еще Семь законов, которые надлежит соблюдать не только евреям, но всем людям на земле. Называются они законами сыновей Ноаха (Ноя), поскольку в полном объеме были даны людям после Потопа. Вот они: каждому народу надлежит иметь справедливые суды; безусловно запрещено (кроме перечисленных выше идолопоклонства, убийства и прелюбодеяния): богохульствовать, красть и грабить, а также мучить животных. Повторяем, эти законы касаются всех, в том числе и евреев.

Трудны ли эти законы? Безусловно, нет. Они обязательны для исполнения, являя собой своего рода минимум на сдачу кандидатского экзамена для получения звания человека. Ведь «человек разумный» — он и есть «человек моральный».

Теперь несколько законов из нашей недельной главы. А вы сами определяйте, насколько они трудны для исполнения.

Если купишь раба-еврея, то максимум через шесть лет он должен выйти на свободу. Наши мудрецы говорили: приобрел раба — приобрел господина. И действительно, если в доме одна постель или последний кусок хлеба, отдай их рабу. Объявись у твоего раба еще и жена-еврейка, ее вместе с детьми кормить и содержать должен ты, хозяин. Как видим, институт рабовладения у древних евреев несколько отличался от того, что мы учили про древних греков, римлян и помещицу Салтычиху.

Если нанес другому еврею телесное повреждение — не при защите от нападения, а в ссоре, — то заплатишь и за лечение, и за простой в работе, пока тот выздоравливает. В другом месте сказано, что еще заплатишь за разорванное платье, за неизлечимое увечье и просто за оскорбление, если таковое случится, — ведь это тоже повреждение, только моральное.

Если ударил своего раба-нееврея и нанес ему тяжкое увечье, отпусти его на свободу без выкупа. (Тора подробно занимается рабами, чтобы показать, что охрана даже их прав весьма значима в ее глазах.

Социальная защита должна быть гарантирована всем.) Если принадлежащий тебе бык нанес ущерб имуществу другого еврея, то ты должен компенсировать его убыток. То же самое говорится не только о животных, которые могут бодаться, лягаться, кусаться, но и о яме, которую кто-то вырыл в месте, принадлежащем всем, и не закрыл; об огне, который может двигаться под силой ветра, направляясь от оставленного без присмотра костра в сторону чужого стога сена. За все надо расплачиваться, даже если ущерб нанесен тобой без прямого намерения.

(Из этих примеров про быка и огонь мы учим, что еврей несет ответ за любой ущерб, причиненный другому еврею посредством его имущества.) Укравший вещь, должен ее вернуть. А не вернул — заплатит вдвойне.

Как видим, кража не наказывается тюрьмой. И представьте, внутри еврейских общин никто никогда понятия не имел о таком постыдном явлении как воровство.

Вот еще несколько законов. Попробуйте найти им аналоги в известных вам современных законоположениях.

«Пришельца не притесняй и не угнетай, ибо вы сами были пришельцами в Египте… Ни вдовы, ни сироты не обижай… Если будешь ссужать деньгами того, кто обеднел, то не налагай на него процентов.

Залог верни до захода солнца».

«Не разноси ни о ком пустого слуха; не давай своей руки нечестивому, чтобы свидетельствовать о неправде. Не следуй за большинством на зло… Не отклоняй права того, кто нищ, в его тяжбе.

Сторонись неправды… Судебных подношений не принимай, ибо подношения ослепляют зрячих и извращают слова правых».

Интересные законы? А ведь они вручались нашему народу 33 столетия назад! Извините, но многие ли из современных обществ поднялись до их уровня? Кто-то спросит: какая польза от их соблюдения? Вот какая: Тора в той же главе вдруг прерывает список законов и объявляет от имени Творца: «Если сделаешь все, что Я говорю, то буду враждовать с твоими врагами и теснить твоих притеснителей». Отсюда следует, что, если мы не будем соблюдать Его законов, то нет на наших врагов управы. Ни в Израиле, ни в России, ни в Америке.

{fcomment}

Add a comment