Темы недельного раздела "Ахарей-мот - Кдошим"

Темы из недельного раздела Торы для приятного обсуждения за субботним столом в кругу семьи и любимых друзей. (Предупреждаю: тем много, все за один стол не поместятся. Берите по одной. По мне, так каждая интересна!) 

Ныне у нас сдвоенный раздел (такое бывает) – Ахарей-мот и Кдошим. Читаем из книги Ваикра, это третья книга Пятикнижия.

Раздел Ахарей-мот

1.    Евреи и народы мира. Тора всячески предупреждает евреев не поклоняться идолам, в частности, не перенимать обычаи у идолопоклонников, исконных обитателей Эрец Кенаан, куда евреям предстояло войти. Что значит, перенимать чужие обычаи? Среди современных интеллигентов, как раз наоборот, считается, что нет ничего зазорного в заимствовании у других народов хороших обычаев и привычек. Кстати, можно привести пример нашего праотца Яакова, который обучал кенаанские племена полезным вещам (как то: устройству общественных бань, канализации, рынков, таможенного сбора и пр.). В принципе, можно представить себе картину, когда все народы земли поделятся друг с другом полезными навыками и культурными приобретениями, исключив из своего арсенала все плохое, архаичное и мешающее развитию. Получится как бы одна "всемирная" нация. Вы согласны с такой возможностью? Не находите ли вы в своем окружении неких примет космополитизма? Можно ли взять чужое хорошее, не опасаясь, что за ним скрывается что-то плохое? Впрочем, некоторые считают, что народ, впитывающий в себя чужие привычки, приходит к забвению своего национального лица. Вы с этим согласны (хотя бы отчасти)? Каково лицо у вашего народа? К чему приводит забвение еврейства? Что в этом опасного?

2.    Еще раз про идолов. Какие обычаи идолопоклонства, принятые в нееврейской среде того места, где вы живете, вам известны? (Если живете среди евреев, то вспомните о прожитых годах. Если вспоминать не о чем, приведите примеры из прочитанных книг.) Можно ли назвать культовыми такие явления как преклонение перед чистотой и порядком, присущее жителям Гамбурга, почитание успеха и богатства жителями Бостона, пылкая любовь "к царю и отечеству", распространенная в среде лавочников Нижнего Новгорода прошлого века? Какие из местных культов нашли приют в вашей среде? Вы свободны от поклонения идолам?

3.    Еврейская жизнь. Глава называется Ахарей-мот, "После смерти". Имеется в виду смерть двух сыновей первосвященника Аарона, описанная в предыдущем разделе. Мудрецы говорят, что начало главы неслучайно посвящено Йом-Кипуру, Судному дню, который искупает грехи тех, кто проводят этот день в покаянии, посте и молитвах. Сказано: смерть сыновей Аарона упомянута, чтобы научить нас: как Йом-Кипур искупает грехи Израиля, так и смерть праведников искупает грехи Израиля. Но разве чужая смерть может искупить (исправить) грехи остальных людей? На какой искупающий момент в смерти достойных личностей вы могли бы указать? Смерть каких выдающихся лиц потрясла ваше поколение (вашу страну, ваш круг)? Что из факта той смерти вы лично для себя извлекли?

4.    Какое место занимает Йом-Кипур в вашей еврейской семье? Что вы знаете об отношении к Йом-Кипуру ваших еврейских бабушек и дедушек? Не будем спрашивать, соблюдаете ли вы пост в этот день, но если не соблюдаете, то считаете ли вы допустимой ту истину, что подобный день покаяния должен быть у каждого человека, общины или народа? И еще: что легче – исправлять проступки или не совершать их? Можно ли проступок исправить (полноценно, абсолютно)? Удавалось ли это вам или людям, вам знакомым?

5.    Если бы вам довелось "сочинять" запреты на определенные виды брака (например, между ближайшими родственниками), какие конкретные случаи вы включили бы в свой список? (Только не говорите, что не надо никаких запретов, ибо что тогда мучило грека Эдипа после того, как он обнаружил, что женат на своей матери?) А теперь, представьте себе, что вы встречаете пару людей, безумно влюбленных друг в друга, но являющих собой печальный пример из вашего "запретного" списка. К чему вы склонны: запретить! – или позволить им жениться и пусть будут счастливы? (Вообразите для полноты картины, что вам оппонирует Эдип с его мамой[1].)

Недельный раздел Кдошим

1.    Богатые и бедные. Прочтите указание Торы о помощи беднякам при сборе урожая (19:9-10). Какие еще примеры из Торы на эту тему вы знаете? Попробуйте объяснить заботу Торы о неимущих, принимая в расчет соображение, что, вроде бы, Сам Всевышний мог бы помочь нуждающимся, но Он почему-то передает эту заботу в руки людей. Зачем? Как вы помогаете бедным? Кого считать бедным? Вы не бедный? Почему вы так решили?

2.    Тора и социальное расслоение. Что вы слышали о противостоянии еврейских богатеев и еврейских бедняков? Какие общественные механизмы, предусмотренные Торой, не дают развиться имущественному антагонизму в среде евреев, соблюдающих заповеди? А теперь совсем другая тема: как вы считаете, бедность – это порок? богатство – это удача? Что является более тяжелым испытанием? Приведите аргументы для обоих мнений.

3.    Заповеди общежития. Написано: "Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга". Если говорится о специальных видах кражи, лжи и обмана, то о каких именно? Если указание касается самых заурядных прегрешений, то к кому они обращены? Ведь культурные, интеллигентные люди не крадут и не лгут. Приведите примеры, когда по небрежности (или невоспитанности) обычный человек может учинить кражу – пусть мелкую, но тем не менее... Какие из ниже перечисленных примеров при некоторых условиях можно охарактеризовать как воровство: у аптекаря (работающего по найму) болит голова, он принимает таблетки, которые берет тут же, с витрины аптеки; сотрудница звонит домой по своим нуждам, используя телефон офиса; припаркованная машина стоит на тротуаре; студент едет домой на трамвае, не заплатив за проезд; он же, вернувшись в общежитие в час ночи, поднимает шум, исполняя арии любимых опер, чем будет всех, включая вахтера. Вы никогда ни у кого ничего не украли?

4.    Как вы понимаете стих: "Не ругай глухого, перед слепым не ставь преграду"? Получается, глухого нельзя ругать, а не глухого можно? Перед слепым не ставь преграду, а перед зрячим можно? Что здесь имеется в виду? Допустимо ли назвать "камнем преткновения" попытку толкнуть на нарушение человека, который о нарушении даже не догадывается или о котором заранее известно, что он не устоит перед соблазном его нарушить? Можно ли назвать провокацией со стороны скромной английской леди ее появление в кубрике пьяных моряков на китобое прошлого века, если на ней, кроме манто, трудно что-либо усмотреть? Приведите аналогичные примеры из современной жизни (не про пьяных моряков, пожалуйста).

5.    Что имеет в виду стих: "Не делайте неправды на суде. Не будь снисходителен к нищему, не угождай перед сильным"? Когда судья судит за кражу бедную женщину, обвиненную богатой хозяйкой в том, что та во время уборки украла пару сережек, может ли он вынести более мягкий приговор, нежели в случае, когда такие же сережки украла у прислуги богатая хозяйка? Где проходит граница между потворством бедным и заискиванием перед богатыми? К чему вы более склонны – к защите угнетенных или к несгибаемому следованию правде во всем и всюду?

6.    Написано: "Люби своего ближнего, как самого себя". Что понимается под словом "ближний"? Перечислите своих ближних. Если мы любим своих ближних, то зачем Тора еще раз наказывает их любить? А если не любим, то почему мы считаем их своими ближними? Что значит "как самого себя"? Вы себя любите? Нет ли здесь поблажки эгоизму?

7.    Когда Тора говорит: "Не ходи сплетником в своем народе", – она имеет в виду сплетни, злословие и оговор. Сплетнями называется то, что может привести к вражде между евреями. Пример: отец говорит сыну: "Лева, я только что услышал, как лифтер Яша сказал нашему соседу Грише, что ты очень тяжелый человек, причем не в смысле лифта". Что нарушил отец? И что нарушил лифтер Яша, если то, что он сказал соседу Грише, правда? Приведите примеры подобного нарушения из собственной практики.

8.    Что такое: "Перед сединой вставай"? Не пустая ли формальность? Вы перед сединой встаете? Перед какой сединой? А если старик, извините за выражение, удручающе лыс?

9.    Сказано: "Не храни злобу", но не сказано как. А если некий человек после поступка, совершенного в наш адрес (что и привело нас в состояние злобы, о которой нам сказано "не храни ее!"), не исправился! Скажите, когда и почему человек злится на других? Кому помогает злоба, какая в ней польза? Кого она ранит в первую очередь? На вас кто-нибудь хранит злобу? А вы на других?



[1] В некоторых "раскованных" группах можно попытаться провести более "острый" мыслительный эксперимент: предположим, что ваша, горячо вами любимая невестао ужас!дочь вашего отца от стародавнего брака (как в мексиканских сериалах). Что будете делать?