Авраам и поколение раздела

«Помни дни мира, поймите годы поколения и поколения»(Дварим 32:7). И комментирует Раши: «Поколение потопа и поколение раздела». Значит, нам заповедано помнить и размышлять о том, что было во время тех поколений, чтобы сделать необходимые выводы.
Мишна в «Пиркей Авот»(5:2) говорит, что 10 поколений было от Адама Аришона до Ноаха, которые сердили Всевышнего и были уничтожены, а потом были ещё 10 поколений от Ноаха до Авраама, которые тоже сердили Всевышнего, но пришёл Авраам и получил награду за всех Это-та награда даёт нам возможность существовать. .(см. статью на Шавуот, 3-й абзац главы «Возвращение к корням», чтобы понять о какой награде говорится).

 

2. Наши учителя-каболисты говорят, что душа Моше Рабэйну вышла из поколения потопа. В конце трактата Хулин(139:2) гмара спрашивает, где в Торе есть намёк на Моше ? Гмара приводит стих «И сказал Б-г:Не будет Мой дух судить по поводу человека вечно, ведь также (בשגם ) он плоть, и будут его дни 120 лет »(Берешит 6:3). Числовое значение בשגם =  משה  (Моше).И дни Моше действительно были ровно 120 лет(в простом понимании посук говорит, что человечеству осталось 120 лет до потопа, если не сделают тшуву). « И назвала его  имя Моше, и сказала: “ Потому что из воды его вытащила”» (Шмот 2:10), из воды потопа. Из вод потопа, из того поколения был вытащен Моше. Мудрецы в главе «Судьи» говорят, что Творец хотел дать им Тору, а  они отказались и не приняли, и с ними произошло «а если нет, то Я возвращу весь мир в Тоу Вавоу».[ Гмара в трактате  Шабат (88:1) расказывает , что Всевышний предупредил  первозданное творение: « Если евреи примут Тору – хорошо, если нет, то Я возвращу вас в Тоу Вавоу». Так вот они были первыми, кто должен был принять Тору, и отказались] Так пришёл потоп.
Тот же потоп почувствовали жители всего мира во время передачи Торы, как сказано в конце трактата Звахим, что все цари запада и востока собрались у Билама и спросили его, может потоп приходить на мир. Он ответил им, что волноваться не надо, это Всевышний даёт Тору своему народу. Для получателей Торы это присоединение к настоящей реальности (более подробно см. в статье на Шавуот начиная с абзаца «Тора и человек - корень творения»). А у тех, кто отказался её получить, есть ощущение потопа, запаха Тоу Вавоу. Тора раскрывается как основа существования творения, соответственно тот, кто отказался её получить, у него нету право на существование, он чувствует, как из -под него уходит земля, он возвращается в Тоу Вавоу.
И так глубоко изучая историю поколения потопа, мы глубже поймём получение Торы, в этом поколение проявилось «а если нет», сказанное Творцом при передаче Торы. Поколение потопа было, так сказать,  негативом  получения Торы.     

 

 

3.  Р. Александр, чтобы сэкономить Вам время, я скопировал гмару, потом уберите её.


בעלי אסופות אלו תלמידי חכמים שיושבין אסופות אסופות ועוסקין בתורה הללו מטמאין והללו מטהרין הללו אוסרין והללו מתירין הללו פוסלין והללו מכשירין שמא יאמר אדם היאך אני למד תורה מעתה תלמוד לומר כולם נתנו מרועה אחד אל אחד נתנן פרנס אחד אמרן מפי אדון כל המעשים ברוך הוא דכתיב וידבר אלהים את כל הדברים האלה אף אתה עשה אזניך כאפרכסת וקנה לך לב מבין לשמוע את דברי מטמאים ואת דברי מטהרים את דברי אוסרין ואת דברי מתירין את דברי פוסלין ואת דברי מכשירין

Для понимания выражений, которые рав будет использовать дальше, приведём отрывок из мишны  трактата Софрим (17:1) приведен в трактате Хагига 3:2. … Это мудрецы, которые сидят группами и занимаются Торой. Эти
считают нечто ритуально нечистым, а эти – чистым, эти запрещают, а эти разрешают, эти считают нечто непригодным по закону, а эти – пригодным. Может, кто-то скажет: «Как же я теперь буду учить Тору?». Говорит талмуд: «Все эти мнения даны одним Пастухом. Один Б-г их дал, один руководитель их сказал из уст Хозяина всех поступков, благословен он, как сказано: «И говорил Б-г все эти речения…»(Шмот 20:1). Так и ты сложи своё ухо в трубочку и приобрети себе понимающее сердце, чтобы услышать (т.е. понять) речи считающих ритуально нечистым и речи считающих ритуально чистым, речи разрешающих и речи запрещающих, речи считающих непригодным и речи считающих пригодным.
Точно так же, как из поколения потопа можно выучить про получение письменной Торы, так из поколения раздела можно выучить про устную Тору. Оба поколения были в Вавилоне(имеется в виду мудрецы Вавилонского талмуда, основы устной Торы), там началась история споров, а именно, то, что каждый говорит своё мнение и должен «воевать» с мнение товарища. Это тайна устной Торы- «эти запрещают, а эти разрешают». Поколение потопа остались в распрях, мнения мудрецов устной Торы в конце концов объединятся, соединятся воедино, «даны одним Пастухом. Один Б-г их дал, один руководитель их сказал …». (Т.е. в конце раскроется, что все мнения мудрецов – это различные аспекты одной истины. Пример того разложенные в спектр света призмы, это разные аспекты белого света, только каждая грань и уголок больше воспринимают этот спектр, а другие преломляют. На самом деле все эти оттенки – это аспекты, содержащиеся в белом свете. Так и мудрецы, они воспринимают свет божественной Торы с помощью своего духовного строения, их мнение – это то, что его строения восприняло из божественного света. Понятно, что чтобы там не было инородных примесей нужно много работать над собой, а так же тяжело работать над пониманием Торы. ) Тайна этого объединения  правильных мнений осталась у  нашего праотца  Авраама. «Посмотрите на Авраама, вашего праотца, и на Сару, породившую ваше множество, потому что Я назвал его «единый» и благословил его, и размножил» (Ешая 51:2). Наш праотец  Авраам назван «единым», а поколение раздела перестало быть единым , «…и от туда раcсеял их Б-г по всей земле»(Берешит 11:9), «когда Всевышний наделял народы, при разделении людей…»(32:8), они стали многими, а «единым» остался Авраам, который не был с ними заодно. Всё творение разделилось, а он стал истинным «единым» всего творения. Тайна того, что Авраам получил награду за всех, заключается в том, что для того, чтобы постигнуть единое речение всего творения в полном объёме, это должно быть речение, несущее в себе все предыдущие мнения, « эти разрешают, а эти запрещают», которые предшествуют раскрытию абсолютной истины. Очень тяжело дойти до того, что все мнения объединятся в одно в конце-концов. Он получил награду за всех, потому что та награда выйдет из всей глубины устной Торы, из всех речений, включая противоположные. В конце все соединятся в одно великое речение, включающее в себя все мнения вместе, и это и есть Тора. (Те, кто читали урок про Йом Кипур, слышат здесь, что речь идёт об истине, выросшей из земли.)

 

Получается, что когда нам приказали « поймите годы поколения и поколения», то имели в виду, что нужно очень глубоко разобраться, насколько неправильна «негативная сторона» письменной и устной Торы. Песнь «Аазину»(Дварим 32) включает в себя историю всего творения и всю Тору, как говорят мудрецы и Рамбан на эту главу. Начинают с Берешит: «Помни дни мира», потом Ноах: «поймите годы поколения», потом поколение раздела: «и поколения».

 

Письменная Тора «выгравирована» в творении, т.е. её речения как бы написаны на самой реальности. Человек их не выдумал, а так выглядит объективная реальность. Во время, когда реальность должна принять правильную форму, а она отказывается, это означает, что создают другую, неправильную реальность. Когда на пергаменте, на который смотрит Творец и создаёт мир [фраза из Зоара, который говорит, что Всевышний смотрит в Тору и создаёт мир], пишут чуждые речи, очевидно, что написанное должно быть стёрто. Человечество было стёрто с лица Земли, потому что они «написали» противоположное тому, что должно было быть. Поколение потопа – это запись, противоположная написанному в Торе, она должна быть стёрта.
Поколение раздела соответствовало устной Торе. Эти речи могли быть правильными, но люди соединили так, что содержание получилось противоположно мнению Торы. Они были единым целым, как сказано «И была вся Земля единым языком и единым речением» (Берешит 11:1), «и вот что они начали делать»(там 6), поэтому нужно было разрушить неправильное соединение, нету необходимости в стирании. Потом пришёл Авраам и получил награду за всех. Так выглядит внешне эта тема, давайте войдём в неё по-глубже, ведь поколение потопа пропало, а поколение раздела существует до сегодняшнего дня.

 

 

4. В трактате Санэдрин(109:1) сказано: «Поколение потопа, нет у них удела в будущем мире. Что сделали?... Разделились на 3 группы. Одна сказла: “Поднимемся и воссядем там”, вторая: “Поднимемся и будем там служить идолам”, третья “ Поднимемся и начнём войну”» .  В стихе сказано «И была вся Земля единым языком и единым речением» (Берешит 11:1), т.е. корень их греха было в их единстве. Цель строительства башни была «создадим нам имя , чтобы не быть разбросанными по всей Земле» (там 4). Что это за 3 задачи, которые упомянули мудрецы?


В человеческом речении есть три аспекта:
1) начало любого языка назвать каждую вещь своим именем, определить её и   спроецировать каждую вещь в слова.
2) связь между людьми. Любое знакомство – это разговор, любое совместное действие начинается с договора, любые положительные контакты государств начинаются с переговоров.
3) управление. «Речь царя - власть»(Коэлет 5:4). Все понимают, что управление всегда ведётся через речения.
Эти подлецы хотели взять себе 3 аспекта речения Творца.
1) «Поднимемся и воссядем там» это то, про что в стихе сказано «создадим нам имя» вместо имён Всевышнего. Та сила определить вещи речью и установить их суть, они взяли себе, чтобы они установили суть вещей посвоему.
2)  «Поднимемся и начнём войну». Речь Творца приведёт к полному объединению всего творения с ним. Они хотели взять эту силу и обратить её в причину, так сказать, войны со Всевышним. Это порча того аспекта речи, который приводит к объединению. Их единство, достигнутое благодаря речи, как написано в стихах, привело к отделению от Творца.
3) «Поднимемся и будем там служить идолам». Аспект власти, заключённый в речи, они хотели взять себе и управлять миром с помощью идолов.

 

 

6. Написано в книге Зоар (Ноах 74:2): « “И сказали: «Давай, построим нам город и башню, а её вершина достигнет небес. И создадим нам имя , чтобы не быть разбросанными по всей Земле»” (Берешит 11:4). Начал р. Хия(а начало(буквально «раскрыл») – это всегда глубина и корень понимания главы):
“А злодеи, как бушующее (буквально, изгнанное и  дальше это будет разъяснено) море, успокоиться-  не может, и выплёвывают его воды грязь и глину ”(Ешая 57:20). А разве есть изгнанное море?(Откуда и куда его изгоняют?) Да. Когда море выходит из обычного порядка и идёт само по себе(без того, чтобы им кто-то управлял), тогда оно бушует и отдаляется от своего места, как тот пьяный, который не может сидеть нормально, он то падает, то вскакивает. В чём причина? Потому что “успокоиться-  не может”. “и выплёвывают его воды грязь и глину” , и поэтому выходит из его вод вся морская тина и грязь к берегу. Так же и эти злодеи, которые сошли с правильного пути и идут как пьяные в беспорядке, которые сошли с прямого пути на кривую дорогу. В чём причина? Потому что искривление пути влечёт за собой, что у них нет порядка и покоя. И не только это. Когда они говорят что-то во время гнева, то каждое слово – это грязь и глина, все они выносят внутреннюю гадость и грязь изо рта наружу, пока они не осквернят сами себя, и сверху их тоже оскверняют».
Раскрытие к его раскрытию для нашего уровня. [Нужно помнить, что в святом языке океан тоже называют морем, например, великое море, поэтому часто то, что я буквально перевёл как море, обозначает океан. ]Само по себе море, если ему позволили, залило бы весь мир. Намерение каждой волны выйти из границ, установленных Творцом, превозмочь препятствия и залить дальнейшую площадь. Но Творец ограничил и сжал море в его месте. Берег – это не часть моря, море осталось со своей природой, как и раньше, когда вода покрывала всю сушу. Но песок – это его внешняя граница, которая ему чужда.
( На других уроках, когда рав говорил на эту тему, он приводил посук из Ирмии(5:22) «Меня не боитесь? – слово Б-га. –Не будете дрожать предо мной, тогда как Я установил песок границей морю, вечным законом, который нельзя нарушить,  разъярялись(волны), но не смогли осилить, и будут бушевать его волны, но не перейдут его ». Из этого стиха явствует, что наблюдение за тем, как море не может выйти из берегов, должно привести к боязни Б-га. Рав объяснял, что все научные объяснения того, почему океан не покрывает сушу не достаточны, наука не способна по-настоящему объяснить это явление. Океан, в потенциале,  стремится к этому и способен покрыть Землю несколько раз, но Творец сделал чудо, о котором и говорит пророк, которое сдерживает море. Если высшее Проведение решает, что нет смысла в этом чуде, то мы знаем, что море выходит из берегов и топит большие участки заселённых территорий. Я не помню, упоминал ли рав про этот стих на данном уроке, однако очевидно, что он постоянно пользуется понятиями этого стиха.)

 

Глубина этой темы заключается в том, что тайна моря в том, что это материал (сырец), не имеющий определённой формы (Маараль говорит об этом много в разных местах).
 [ Любое взаимодействие объектов в творении разделяется на воздействие формы на материал. Понятно, что роли могут меняться, и уж тем более один объект может быть материалом(т.е. находиться под воздействием) одно объекта и быть формой(т.е. воздействовать) на другой. Во время войн идёт борьба между двумя формами, и победитель пытается сделать из побеждённой формы материал или уничтожить. Этот же закон встречается в других законах Торы, например, это тайна всех главных и второстепенных в Торе, когда что-то менее важное принимает законы более важного, если они должны рассматриваться как одно целое.]
Пока вода остаётся водой, он ни в коем случае не принимает формы, её природа противиться любой форме, и форма должна победить воду и «надеться» на неё. Сам по себе материал хотел бы сбросить с  себя иго формы, он её не терпит, и форма должна придать ему форму и подчинить себе. Рамбам в «Море Невухим» и Агра пишут много раз, что вся книга Мишлей построена на противопоставлении чужой женщины(блудницы) и радивой жены. Радивая жена – это хороший материал, который присоединяет себя к своей форме и подчиняется ей. «Уверено в ней сердце её  мужа»(Мишлей 31:11)РРр рдрр
Ррпщппрсдщржфр. Плохой материал представлен там в образе блудницы, которая принимает определённую форму только на мгновение, а потом её меняет, она не готова ей подчиниться. И для этого написана вся книга Мишлей, «чтобы спасти тебя от чужой женщины, от чуждого лона» (2:16, см. также 7:5). Задача каждого человека поставить себя перед Творцом как праведная жена.
Море – это материал, не желающий принять форму, и песок должен заставить его это сделать. Пока его не ограничивают, оно делает то, что заложено в его природе, - шторм. Бушующее море, как будто напившийся человек, оно готово разрушить всё. Это то, что делает каждая волна, без того, чтобы отчаяться. Этим море показывает миру, что ему хочется сделать, только оно не может. Поэтому оно выбрасывает грязь и глину, если нельзя устранить форму, то хотя бы испортить. Рассказывает нам вышеупомянутый стих, что суть злодеев подобна бушующему морю: если бы им удалось, они бы уничтожили любую форму в мире, свергли бы любое иго и стёрли бы все моральные ограничения, перевернули бы весь мир в бесформенный  материал. Но они ограничены, Творец не позволит им довести их замысел до конца, поэтому они говорят все эти гадости, которые у них на сердце. Если не удаётся стереть форму, то хотя бы запачкать её и испортить.
[ Не могу не вспомнить слова одного из высших руководителей нацизма, по моему Геринга: «Мы должны уничтожить этот паршивый народ, они принесли в мир понятие морали. Пока они существуют, мы не можем спать спокойно».]

 

 

7. В поколении раздела сердца всего населения Земли были соединены одним общим желанием. Абсолютно  очевидно, что не может быть, чтобы все жители мира возжелают одного и того же, придут к единому умозаключению, и соединят все мировые системы в один язык, т.е. каждый может говорить от имени всех. Единственная возможность, что все вместе подчинены чему-то более высокому, силе, включающей в себя всех вместе. Эта сила – тайна устной Торы. Однако это поколение не хотело подчиниться истинному Единому, вместо этого они создали новую фальшивую форму. В Зоаре написано, что город и башня – это город Циона и башня Давида. Имеется в виду, фальсификация истинного соединения неба и земли. Их намерение было присоединиться к единой форме, поддельным небесам, которые они сами себе создали. С тех пор, после того как Б-г спустился и смешал их, стало невозможным создать систему объединения людей воедино, кроме как через Тору, другого способа нет.
Попробуем понять. Во время, когда объединились, чтобы построить город и башню, все их речи, которые были приемлемы для всех, - это был выброс грязи и глины, они не говорили, просто из них выходило.  У них были единые речи не из-за того, что они объединились в единое целое, а в силу того, что это были не их собственные речи, из них выходило то, что было внутри. «Давай спустимся и смешаем там языки»(Берешит 11:7), после этого не будет всеобщего согласия, даже если внешне речи будут похожи, как рассказывают нам мудрецы: каждый говорил что-то, а другой понимал его слова по-другому. Человек со стороны не понимал, о чём спор, ведь оба говорят одно и тоже.(См. Раши на этот стих).

 

 

8. Из мрака поколения раздела вышел Авраам. «Нам маленькая сестричка …» (Песнь песней 8:8). Мудрецы учат это про нашего праотца Авраама, который соединил весь мир воедино со Всевышним, как человек, который латает дыру.[Слово сестра, на святом языке ахот( אחות ), имеет тот же внутренний корень, что и один эхад( אחד ). Этот же корень имеет слово сшивать леахот( לאחות ), т.е. объединять, если переводить буквально. На этом принципе построена драша.] Всё, что было оторвано и отделено, он «пришил» обратно ко Всевышнему. В Аврааме проявилось нечто принципиально новое: один человек может противостоять всему миру, источник речей всех людей мира находится в одном, а его – в другом.   В этом заключается великая тайна написанного в книге Ецира (каббалистическая книга, составленная нашим праотцем Авраамом, и передававшаяся из поколения в поколение, пока её не записал раби Акива). Там написано, что Творец заключил с Авраамом два союза – Союз Обрезания и Союз Речи. Первый против поколения потопа, второй против поколения раздела. Речь Авраама соединена с речением Всевышнего, поэтому он удостоился пророчества, он первый, кого в Торе назвали пророком. Он первый, кто говорил слово Всевышенго. Только так можно устоять против всего мира.
Все разговоры мира нас не касаются, все они  - выброс грязи и глины, мы находимся в другой системе речей. Тот, кто хочет войти в союз Авраама должен знать, что любое правильное высказывание относится к тайне устной Торы. Мудрецы говорят, что человек может что-то понять по-настоящему только если прежде он в этом ошибётся. Нужно опровергнуть какую-то ошибку, чтобы понять по-настоящему. Это то, что Авраам получил награду за всех. В Рамбаме написано, что все служили идолам, все жители его города и окрестностей, и он вместе с ними. Сказал он Всевышнему: «Те годы, что я служил идолам – пропадут?». Ответил ему : «Расцветут как роса». (Опять мы слышим принцип истины, проросшей из земли, и я уже писал в уроке про Йом Кипур, что нам, выходцем из нерелигиозного прошлого это, особенно актуально, см. там).


В трактате Санэдрин, приведённом выше, написано, что треть башни всё ещё существует. Написано в Марале и Агро, что это те, которые решили начать с Ним войну, и которых превратили в чертей, злых духов и демонов. Мы все погружены в эту среду. Наши учителя-каббалисты учат из слов гмары, говорящей про первое благословение Шмона-эсрэ, что как эта браха заканчивается упоминанием об Аврааме, так и конец истории будет подобен истории в Авраамам. Как в его время весь мир был объединён общими ценностями и речью, и все были против Б-га и его пророка Авраама, так и во время Гога, он объединит весь мир против Б-г и Его помазанника, и  Его народа, детей Авраама. Мы уже начинаем ощущать понятие Гога, нельзя не заметить, как весь мир объединяется на основе общих идей, все их речи о том, как стереть все моральные ограничения и установить новую мораль вседозволенности, «новые небеса». Вот из это-то мрака должен появится свет Авраама, «ты начал и тобой заканчивают». Авраам называется в Торе Авраам аиври(перешедший речьку), весь мир на одном берегу, а он на другом.( И мы в честь него называемся иврим, евреями. ), ведь невозможно разбить систему находясь в ней, Авраама мудрецы называют величайшим из великих. Гмара говорит, что большим является тот, кто полагается на самого себя. Все люди его поколения полагались «на старого и глупого царя»(Коэлет 4:13) [ имеется в виду, что любой грех делается вследствии того, что человек не рассуждает о правильности поступка, о его последствиях и т.д., а полагается на то, что ему «взбрело в голову», т.е. на то, что ему вложил Сатан], все их речи выплёвывались из этого источника. Речение Торы – это личное высказывание самого человека, все остальные речи имеют один нечистый источник, его название – Сатан, в природе не существует нейтральных речей. Любой здравомыслящий человек должен это хорошо понять.